Наверх ↑

Чего хотят на Юго-Востоке (проект конституции).

Конституция Донецкой Народной Республики, 2014 г.
ПРОЕКТ

Должна быть принята на всенародном референдуме и подписана Председателем Верховного Совета Донецкой Народной Республики


Мы, многонациональный народ Донецкой Народной Республики,
- соединенные общей судьбой на своей земле;
- утверждая права и свободы человека, свободное развитие личности;
- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями;
- подтверждая приверженность стремлению жить в мире и согласии со всеми народами в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права;
- устанавливая правовое государство, которое бы обеспечило верховенство закона, как выражения воли народа;
- чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству,
- желая обеспечить благополучие и процветание Донбассу, принимаем Конституцию Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ I
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 1
Донецкая Народная Республика - суверенное, независимое, демократическое, правовое государство.
Носителем суверенитета и единственным источником власти в Донецкой Народной Республике является народ.
Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и демократические выборы.
Статья 2
Конституция Донецкой Народной Республики имеет высшую юридическую силу и прямое действие. Органы государственной власти и управления, местного самоуправления, должностные лица, общественные объединения и граждане обязаны соблюдать Конституцию и законы Донецкой Народной Республики.
Статья 3
Гражданство Донецкой Народной Республики приобретается и прекращается в соответствии с конституционным законом, является равным для всех граждан, независимо от оснований его приобретения.
Гражданин Донецкой Народной Республики не может быть лишен гражданства, в случае, если его деятельность не направлена против суверенитета и целостности Донецкой Народной Республики. Гражданин Донецкой Народной Республики не может быть лишен права на изменение гражданства.
Гражданин Донецкой Народной Республики может иметь двойное гражданство – быть гражданином того государства, которое признает суверенитет и целостность Донецкой Народной Республики.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут пользоваться правами граждан Донецкой Народной Республики, если иное не установлено законом.
Статья 4
В Донецкой Народной Республике основой экономики является государственная собственность на средства и орудия производства и монополия внешней торговли. В сфере торговли и услуг допускается мелкая частная собственность, основанная на личном или семейном труде и исключающая эксплуатацию чужого труда.
Государственная собственность и монополия внешней торговли являются неприкосновенными и неотчуждаемыми в пользу частных лиц. Защита этих ценностей от внешних и внутренних посягательств – священный долг государства и каждого гражданина Донецкой Народной Республики.
Объявляя приоритетом государственную собственность, государство так же обязуется обеспечивать защиту личной собственности граждан Донецкой Народной Республики.
Статья 5
Земля, недра, воды, леса, воздушное пространство, а также иные природные ресурсы являются объектами исключительной собственности государства. Земельные участки могут находиться в пожизненном арендном пользовании граждан с правом наследования, при этом их предельные размеры и порядок использования определяются законом.
Статья 6
Государственная власть в Донецкой Народной Республике осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.
Статья 7
В Донецкой Народной Республике признается и гарантируется местное самоуправление, состоящее из Советов народных депутатов и органов территориального общественного самоуправления, которые непосредственно или через избираемые ими органы самостоятельно решают социальные, экономические, политические и культурные вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения административно-территориальных единиц.
Статья 8
Государство регулирует отношения между национальными общностями на основе принципов равенства и уважения их прав и интересов.
Запрещается деятельность общественных формирований, их органов и представителей, направленная против суверенитета Республики, на насильственное изменение основ конституционного строя, на подрыв безопасности государства, создание незаконных вооруженных формирований, разжигание расовой, национальной и религиозной розни.
Статья 9
Донецкая Народная Республика - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Религиозные объединения отделены от государства, а церкви от школы и равны перед законом.
Статья 10
Внешняя политика республики исходит из принципов суверенного равенства государств, неприменения силы, мирного урегулирования споров, невмешательства во внутренние дела других государств.
Принципы и нормы международного права, не противоречащие Конституции Донецкой Народной Республики, а также международные договоры Донецкой Народной Республики являются основой отношений с другими государствами и составной частью правовой системы.
Статья 11
Для защиты суверенитета и независимости Донецкая Народная Республики создаются Вооруженные силы.
Порядок создания и деятельности Вооруженных сил определяется законом.
Статья 12
Статус государственного языка придается русскому языку.
Статья 13
Донецкая Народная Республика имеет государственный флаг, герб и гимн, которые являются символами республики и утверждаются законом. (вставить описания флага, герба и текст гимна)
Столицей Донецкой Народной Республики является город Донецк.
Статья 14
Вставить населенные пункты, входящие в ДНР, вплоть до райцентров с районами.
Границы и территория Донецкой Народной Республики определяются законом.
Статья 15
Положения настоящего раздела Конституции составляют основы конституционного строя Донецкой Народной Республики и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией.
Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Донецкой Народной Республики.
РАЗДЕЛ II
ПРАВА, СВОБОДЫ, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ ЧЕЛОВЕКА И
ГРАЖДАНИНА
Статья 16
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью общества и государства. Защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому гражданину Донецкой Народной Республики от рождения.
Статья 17
Все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения.
Статья 18
Ограничение прав и свобод человека и гражданина допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах государственной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями по отношению к Основному Закону Донецкой Народной Республики.
Статья 19
Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает право на жизнь человека от любых противоправных посягательств.
Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за тяжкие преступления против жизни граждан и суверенитета государства и только по приговору суда.
Статья 20
Каждый гражданин Донецкой Народной Республики имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Никто из граждан государства не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе как на основании закона.
Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.
Статья 21
Никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению и наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским и другим опытам.
Статья 22
Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Статья 23
Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга, близких родственников, круг которых определяется законом. Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы.
Статья 24
Каждый гражданин имеет право на защиту доброго имени, защиту от посягательств на его честь и достоинство, вмешательства в его частную жизнь, на личную и семейную тайну, на неприкосновенность жилища.
Никто не вправе незаконно входить в жилище гражданина Донецкой Народной Республики, производить обыск или осмотр, нарушать тайну переписки и телефонных переговоров иначе как в случае и порядке, предусмотренном законом.
Статья 25
Граждане Донецкой Народной Республики имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах республики, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно.
Статья 26
Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Статья 27
Каждый гражданин Донецкой Народной Республики имеет право на свободу мысли, слова и убеждений. Каждый имеет право любым законным способом искать, получать и распространять любую информацию, за исключением направленной против существующего конституционного строя, либо составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется законом.
Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение.
Статья 28
Средства массовой информации подвергаются цензуре согласно закону.
Статья 29
Гражданам Донецкой Народной Республики гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды.
Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить гражданину Донецкой Народной Республики возможность ознакомления с документами и материалами, затрагивающими его права и законные интересы, если иное не предусмотрено законом.
Статья 30
Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Запрещено принудительное насаждение религиозных взглядов.
Статья 31
Граждане Донецкой Народной Республики имеют право участвовать в управлении делами общества и государства как непосредственно, так и через своих представителей. Такое участие осуществляется посредством местного самоуправления, проведение референдумов и демократического формирования государственных органов.
Граждане Донецкой Народной Республики могут независимо от своего имущественного и социального положения свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. При регистрации кандидата в депутаты всех уровней запрещено взимание денежного залога.
Статья 32
Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядок и права других граждан Донецкой Народной Республики, гарантируется государством. Порядок проведения указанных мероприятий определяется законом.
Статья 33
Основной Закон гарантирует трудящимся право на объединение в профессиональные союзы.
Граждане Донецкой Народной Республики имеют право создавать политические партии и другие объединения, участвовать в массовых движениях, не запрещенных законом.
Статья 34
Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
Статья 35
Каждый гражданин имеет гарантированное право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Основной Закон гарантирует право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещен.
Каждый имеет гарантированное право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 36
Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для мелкой предпринимательской, не запрещенной законом, экономической деятельности.
Статья 37
Государство гарантирует каждому право личной собственности.
Собственник по своему усмотрению владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему личным имуществом.
Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда.
Осуществление права личной собственности не должно наносить вреда окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые законом интересы других лиц, либо государства. Право наследования гарантируется.
Статья 38
Каждому гражданину гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, а также утраты кормильца и в других, предусмотренных законом случаях.
Пенсии, пособия и другие виды социальной помощи не могут быть ниже официально установленного государством уровня.
Статья 39
Гражданам Донецкой Народной Республики гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное медицинское обслуживание и лечение в государственных учреждениях здравоохранения.
Статья 40
Каждый гражданин имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
Статья 41
Каждый имеет гарантированное право на образование.
Гражданам гарантируется получение бесплатного среднего общего и среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях.
Каждый вправе на конкурсной основе в соответствии со своими способностями бесплатно получить высшее образование в государственных образовательных учреждениях.
Основное общее образование обязательно.
Донецкая Народная Республика устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Статья 42
Каждый гражданин Донецкой Народной Республики имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно, или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статья 43
Каждый гражданин имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности.
Оскорбление национального достоинства преследуется по закону.
Каждый гражданин имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения.
Статья 44
Граждане Донецкой Народной Республики имеют право на свободу художественного, научного и технического творчества.
Государство заботится о культурном, научном и техническом развитии общества.
Статья 45
Государство обеспечивает права и свободы граждан, закрепленные в Конституции.
Статья 46
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, право обжалования в суд незаконных решений и действий государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
Статья 47
Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином и человеком своих обязанностей перед обществом и государством.
Статья 48
Защита Донецкой Народной Республики - священный долг для каждого. Законом устанавливается всеобщая воинская обязанность.
Статья 49
Каждый обязан соблюдать Конституцию и законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других людей.
Статья 50
Каждый обязан бережно относиться к окружающей природе.
Статья 51
Каждый гражданин обязан оберегать историческое, культурное и духовное наследие народа Донецкой Народной Республики.
Статья 52
Каждый обязан платить налоги и местные сборы, установленные законом.
РАЗДЕЛ III
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 1
РАЗВИТИЕ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Статья 53
1. Каждому гражданину гарантируется право на возмещение государством, местным самоуправлением вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти, местного самоуправления или их должностных лиц.
2. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение условий для свободного развития граждан являются обязанностью органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.
3. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Статья 54
1. В условиях чрезвычайного или военного положения в соответствии с конституционным законом могут быть ограничены конституционные права и свободы человека и гражданина, установленные статьями 4, 20, 24, 25, 27, 28, 31, 32, 33, 35, 36, 37 настоящей Конституции.
В условиях чрезвычайного экономического положения в соответствии с конституционным законом могут быть ограничены конституционные права и свободы человека и гражданина, установленные статьями 4, 35, 37 настоящей Конституции. Ограничение указанных в настоящей статье конституционных прав и свобод человека и гражданина могут устанавливаться с указанием пределов и срока их действия. Никакие иные конституционные права и свободы человека и гражданина ограничению не подлежат.
2. Чрезвычайное, военное положение или чрезвычайное экономическое положение на территории Донецкой Народной Республики может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном конституционным законом.
Статья 55
1. Донецкая Народная Республика является парламентской республикой.
2. Не могут быть объединены в руках одного органа или одного лица полномочия двух или трех ветвей власти. Законодательная власть не может предоставляться одному лицу. Исполнительные органы государственной власти не могут быть наделены полномочиями по изданию законов, а законодательная власть не может быть наделена распорядительными полномочиями по оперативному управлению органами и учреждениями исполнительных и судебных органов государственной власти.
Каждый из органов государственной власти наделяется контрольными функциями в пределах полномочий, предоставленных настоящей Конституцией и законом.
3. Судебная власть осуществляется судами, решения которых выносятся от имени Донецкой Народной Республики.
Статья 56
Донецкая Народная Республика как суверенное государство через создаваемые в установленном настоящей Конституцией и законодательством порядке органы государственной власти и управления, а также государственных должностных лиц, берет на себя выполнение следующих основных функций:
а) формирование и сохранение благоприятной среды обитания;
б) осуществление здравоохранения населения;
в) создание и функционирование систем социального обеспечения и защиты населения, занятости трудоспособного населения;
г) развитие науки, культуры и обеспечение возможности получения населением качественного образования;
д) осуществление внешнеполитической деятельности;
е) формирование и обеспечение деятельности финансовой системы государства;
ж) обеспечение развития экономики в государстве;
з) функционирование торговли, как внутренней, так и внешней;
и) создание условий для функционирования транспорта и связи, как единых систем;
к) обеспечение условий для деятельности аграрного сектора хозяйства, направленной на удовлетворение потребностей населения;
л) сохранение и рациональное использование природных ресурсов;
м) создание условий для функционирования промышленности и энергетики;
н) обеспечение обороноспособности государства;
о) обеспечение внутренней безопасности в целях нормальной жизнедеятельности государства;
п) осуществление правоохранительной деятельности для безопасности и блага населения;
р) обеспечение деятельности органов юстиции;
с) иных вопросов, требующих единообразного решения и применения на территории Донецкой Народной Республики, для обеспечения блага и пользы населения.
Статья 57
Международный договор Донецкой Народной Республики, если им устанавливаются иные правила, чем предусмотренные законодательством Республики, может быть ратифицирован Законодательным Органом только после принятия (или одновременно с принятием) им закона, вносящего изменения в действующее законодательство в соответствии с международным договором Донецкой Народной Республики, подлежащим ратификации.
Статья 58
Осуществление отдельных полномочий органов государственной власти может быть делегировано посредством принятия конституционного закона в порядке, предусмотренном статьей 57 настоящей Конституции, иному государству либо наднациональным органам, если это не влечет ограничений прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных разделом II настоящей Конституции, и не противоречит основам конституционного строя, в таком объеме и в той мере, в какой это не будет означать для Донецкой Народной Республики отказа от суверенитета.
ГЛАВА 2
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 59
1. Верховный Совет Донецкой Народной Республики (далее - Верховный Совет) является представительным и единственным законодательным органом государственной власти Донецкой Народной Республики.
Численный состав Верховного Совета - 65 депутатов. (чем меньше, тем лучше – от каждого района по одному).
2. Срок полномочий Верховного Совета - 4 года. Днем проведения очередных выборов депутатов Верховного Совета устанавливается второе воскресенье декабря года, в котором истекают полномочия Верховного Совета.
Верховный Совет как орган государственной власти является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей депутатов от установленной численности.
Полномочия Верховного Совета начинаются с момента открытия его первой сессии и заканчиваются с началом работы первой сессии Верховного Совета нового созыва.
3. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики собирает Верховный Совет на первое заседание не позднее, чем на тридцатый день после избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов Верховного Совета. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики открывает первое заседание Верховного Совета и поручает его ведение старейшему депутату до избрания председателя в установленном порядке.
Статья 60
1. Депутаты Верховного Совета избираются гражданами Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом Верховного Совета может быть избран гражданин Донецкой Народной Республики, обладающий избирательным правом, достигший ко дню выборов возраста 25 лет и постоянно проживающий на территории Республики.
Депутат Верховного Совета не может быть судьей, прокурором, состоять на государственной службе, службе в органах местного самоуправления, быть депутатом иных представительных и выборных органов государственной власти и местного самоуправления.
Кроме того, депутат Верховного Совета, работающий в Верховном Совете и его рабочих органах на постоянной профессиональной основе, не вправе занимать иные оплачиваемые должности, заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
Нарушение настоящего правила влечет за собой прекращение полномочий депутата Верховного Совета.
Выборы депутатов Верховного Совета осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы (относительного большинства) по избирательным округам, образуемым на территории Донецкой Народной Республики.
Порядок проведения выборов устанавливается законом.
2. Депутат Верховного Совета за свою деятельность в Верховном Совете получает денежное вознаграждение – зарплату, равную средней зарплате квалифицированного рабочего.
Депутат Верховного Совета обязан присутствовать на заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов.
Отсутствие депутата Верховного Совета без уважительных причин на заседаниях Верховного Совета и его рабочих органов является одним из поводов для отзыва депутата избирателями.
3. Депутат Верховного Совета обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законами Донецкой Народной Республики для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности депутата Верховного Совета решается Верховным Советом по представлению Прокурора Донецкой Народной Республики.
Депутат Верховного Совета может быть привлечен к какому-либо виду ответственности за принятое в процессе депутатской деятельности решение, если оно направлено против народа Республики, ее целостности и суверенитета или противоречит интересам государства. А так же может быть отозван своими избирателями до окончания срока депутатских полномочий по недоверию.
4. Статус депутата Верховного Совета устанавливается конституционным законом.
Статья 61
1. Верховный Совет из своего состава избирает председателя и его заместителей. По вопросам, отнесенным к его ведению настоящей Конституцией, Верховный Совет создает постоянные, временные и иные рабочие органы.
Порядок избрания председателя, заместителей председателя Верховного Совета, порядок образования и деятельности органов, образуемых Верховным Советом, определяются регламентом Верховного Совета.
2. В своей деятельности Верховный Совет и создаваемые им органы из числа депутатов Верховного Совета обязаны учитывать права меньшинства (1/5 депутатов Верховного Совета вправе в любое время при принятии решения потребовать проведения тайного либо поименного голосования перед тем, как будет принято решение об открытом голосовании), а также право любого из депутатов Верховного Совета требовать придания гласности сведения о голосах "за" и "против", поданные депутатами по какому-либо вопросу.
3. Три четвертых от числа депутатов, избранных в Верховный Совет, составляют кворум, необходимый для принятия правовых актов.
Статья 62
1. Верховный Совет Донецкой Народной Республики правомочен рассматривать и решать все вопросы, отнесенные настоящей Конституцией к законодательному регулированию и к выполнению его контрольных функций. Ни один акт законодательства не может быть принят Верховным Советом на своем заседании, если он предварительно не рассмотрен рабочим органом Верховного Совета. Верховный Совет не имеет права принимать законы и постановления, противоречащие, урезающие или отменяющие гарантии прав и свобод граждан Донецкой Народной Республики.
2. Верховный Совет Донецкой Народной Республики посредством принятия законодательных актов:
а) устанавливает республиканские налоги и сборы, перечень местных налогов и сборов, порядок их взимания и введения; устанавливает предельный размер налоговой нагрузки на налогоплательщика; устанавливает пределы государственного долга и величину разового заимствования, в случае превышения которой данное действие должно быть согласовано с Верховным Советом, а также порядок либо объекты его обеспечения; принимает решение о денежной эмиссии в пределах, превышающих размер эмиссии, установленный законом для самостоятельного решения центральным банком государства;
б) рассматривает и утверждает в рамках долгосрочного бюджетного планирования республиканские программы экономического, социального и культурного развития, имеющие статус общегосударственных, принимает бюджет и устанавливает меры межбюджетного регулирования;
в) решает вопросы административно-территориального устройства Донецкой Народной Республики, в том числе принимает решения об изменении границ Донецкой Народной Республики по взаимному соглашению с сопредельными государствами;
г) ратифицирует и денонсирует международные договоры Донецкой Народной Республики;
д) вносит изменения и дополнения в Конституцию в установленном порядке, вносит изменения и дополнения в действующие законодательные акты;
е) осуществляет законодательное регулирование иных вопросов, требующих единообразного решения и применения на территории Донецкой Народной Республики.
3. Верховный Совет Донецкой Народной Республики рассматривает в установленном порядке и в установленные сроки и принимает решения посредством издания правовых актов:
а) об утверждении указов о введении военного, чрезвычайного положения;
б) по вопросам войны и мира;
в) об объявлении амнистии;
г) об утверждении концепции внутренней и внешней политики, национальной безопасности Донецкой Народной Республики и ее военной доктрины;
д) о проведении на территории Донецкой Народной Республики референдума или всенародного обсуждения наиболее важных вопросов государственной или общественной жизни;
е) о назначении на должность и освобождении от должности Председателей Конституционного, Верховного и Арбитражного судов по представлению Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики, о назначении на должность и освобождении от должности двух судей Конституционного суда;
ж) о назначении на должность на установленный законом срок и освобождении от должности по представлению Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики Прокурора Донецкой Народной Республики, Председателя центрального банка государства;
з) о толковании законов, правовых актов, не имеющих законодательного характера, принимаемых Верховным Советом;
и) принимает иные акты и решения, не требующие законодательного регулирования.
4. Верховный Совет Донецкой Народной Республики имеет право для реализации своих контрольных функций рассматривать в установленном порядке и в установленные сроки и принимать по результатам рассмотрения решения:
а) об отмене актов местных Советов народных депутатов (местных представительных органов государственной власти) в случаях их несоответствия Конституции и законам Донецкой Народной Республики; о предложении выборным органам и должностным лицам местного самоуправления о приведении в соответствие с действующим законодательством собственных правовых актов;
б) о роспуске местных Советов народных депутатов (местных представительных органов государственной власти) и назначении новых выборов в случаях нарушения ими Конституции, законов, постановлений Верховного Совета, актов Президента Донецкой Народной Республики и отказа от приведения своих решений в соответствие с законодательством;
в) об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные должности Донецкой Народной Республики, членов Кабинета Министров в случаях и в порядке, установленном Конституцией и законом;
г) о вынесении представления Председателя Верховного Совета в отношении любого должностного лица органа государственной власти или управления о ненадлежащем исполнении либо о неисполнении им своих обязанностей.
Верховный Совет в порядке реализации своих контрольных функций имеет право принимать иные акты (решения), в том числе осуществлять контроль за деятельностью органов власти и управления, должностных лиц по исполнению ими законодательных и иных актов. Решения об отрешении от должности, о досрочном роспуске местных Советов народных депутатов принимаются не менее, чем двумя третями голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета.
В порядке осуществления контрольных функций Верховный Совет заслушивает отчет об исполнении бюджета, экономических и иных программ, имеющих статус общегосударственных (требующих для своего исполнения привлечения финансовых средств помимо средств, предусмотренных в бюджете, и дополнительной регламентации законодательного характера).
Статья 63
1. Верховный Совет в порядке осуществления своей законодательной функции принимает конституционные законы, законы и постановления. Исключение составляют статьи 1 - 52, гарантирующие права и свободы граждан. Изменения и дополнения в Конституцию вносятся Верховным Советом посредством издания конституционного закона.
2. Постановления принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании Верховного Совета, при наличии кворума, если иное не оговорено Конституцией и законом.
3. Законы рассматриваются и принимаются не менее чем в двух чтениях, которые должны быть проведены в разные заседания Верховного Совета, не приходящиеся на один и тот же день. Законопроекты о внесении изменений и дополнений в ранее принятые законы могут быть приняты в течение одного заседания, если не поступило ни одного возражения против такого принятия от субъектов законодательной инициативы притом, что они имели данный законопроект для ознакомления в течение установленного срока перед его рассмотрением Верховным Советом.
Законы Донецкой Народной Республики (в том числе кодексы, законы о внесении изменений и дополнений в действующие законы) принимаются большинством голосов от установленного настоящей Конституцией числа депутатов Верховного Совета. Внесение изменений в Конституцию и принятие конституционных законов, внесение в них изменений и дополнений принимаются тремя четвертями голосов от установленного настоящей Конституцией числа депутатов Верховного Совета.
Законы не могут противоречить Конституции Донецкой Народной Республики.
4. Порядок и сроки введения в действие принятого законодательного акта устанавливаются только законом.
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
5. Верховный Совет принимает правовые акты законодательного характера только в форме законов, и каждый закон, за исключением финансовых, вносящих изменение или дополнение либо пересматривающих действующее законодательство, регламентирует только один предмет. Финансовые законы регламентируют только вопросы финансов.
Верховный Совет не должен принимать правовые акты специального или локального (а равно индивидуального) действия, если имеется закон, или существующий закон может быть применен для данного случая, требующего правового регулирования. В случае принятия Верховным Советом правового акта специального или локального действия вопрос о правомочности такого действия решается в судебном порядке.
Перечень конституционных законов Донецкой Народной Республики устанавливается настоящей Конституцией.
6. Нарушение процедуры внесения, рассмотрения и принятия законопроекта делает его не имеющим силы и не подлежащим применению. Вопрос об этом решается в судебном порядке.

Статья 64
1. Право законодательной инициативы принадлежит Председателю Верховного Совета Донецкой Народной Республики, депутатам Верховного Совета, Прокурору Донецкой Народной Республики, районным и городским Советам народных депутатов Донецкой Народной Республики.
Право законодательной инициативы также принадлежит Конституционному, Верховному и Арбитражному суду Донецкой Народной Республики по вопросам их ведения, республиканским объединениям профессиональных союзов по трудовым и социально-экономическим вопросам.
Субъекты законодательной инициативы участвуют в законотворческом процессе в Верховном Совете на всех его стадиях (за исключением голосования) на равных основаниях и не могут быть в этом ограничены.
2. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики вправе ввести режим законодательной необходимости при рассмотрении наиболее важных законодательных актов, требующих рассмотрения и принятия их Верховным Советом в кратчайшие сроки. При введении такого режима Верховный Совет обязан приостановить рассмотрение иных законопроектов, кроме внесенного в режиме законодательной необходимости. Законопроект, внесенный Председателем Верховного Совета в режиме законодательной необходимости, должен быть рассмотрен и принят либо отклонен в установленном порядке на заседаниях сессии Верховного Совета в согласованные сроки.
Статья 65
1. Принятый законодательный акт направляется Председателю Верховного Совета Донецкой Народной Республики для подписания и обнародования в установленном порядке.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения рассматривает, подписывает закон и обнародует его.
2. Если Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня поступления закона отклонит и направит на повторное рассмотрение его либо его часть, то Верховный Совет в установленном порядке вновь рассматривает данный закон либо его часть. Если при повторном рассмотрении закон либо его часть будут одобрены в ранее принятой редакции большинством не менее трех четвертых голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета, он подлежит подписанию Председателем Верховного Совета Донецкой Народной Республики в течение 7 дней и обнародованию.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики вправе отклонять и направлять на повторное рассмотрение отдельные статьи финансового закона либо предложить сокращение ассигнований, одобренных Верховным Советом. Отклонение и направление на повторное рассмотрение отдельной статьи, положения финансового закона не является препятствием для его подписания и введения в действие. Процедура повторного рассмотрения и принятия закона, отдельной его части должна быть аналогична той, которая изложена в части первой пункта 2 настоящей статьи.
3. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики не может отклонить и направить на повторное рассмотрение принятые Верховным Советом в установленном порядке конституционные законы, дополнения и изменения к Конституции, а обязан их подписать и обнародовать. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики также не вправе отклонить решения об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные должности и досрочном роспуске местных Советов народных депутатов.
Статья 66
Для реализации контрольных функций Верховный Совет Донецкой Народной Республики вправе образовывать необходимые для этого органы, организация и порядок деятельности которых устанавливается законом.
Статья 67
1. Верховный Совет имеет исключительное право возбуждать процедуру отрешения от должности и принимать решение об отрешении от должности лиц, занимающих высшие государственные должности Донецкой Народной Республики (Председателя Верховного Совета его заместителей, председателей Конституционного, Верховного, Арбитражного судов, Прокурора), на основании заключения Верховного суда Донецкой Народной Республики, подтверждающего наличие в их действиях состава преступления, и заключения Конституционного суда Республики о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения, если в результате рассмотрения они будут признаны виновными в государственной измене, коррупции, умышленном нарушении Конституции, имевшем тяжкие последствия, других тяжких преступлениях.
2. Решение Верховного Совета о выдвижении обвинения и отрешении от должности рассматривается по инициативе не менее, чем одной трети депутатов Верховного Совета от их числа, установленного Конституцией, и при наличии заключения специальной комиссии, образуемой Верховным Советом.
Решение об отрешении от должности должно быть рассмотрено Верховным Советом не позднее, чем в месячный срок после выдвижения обвинения. Если в этот срок решение Верховным Советом не будет принято, обвинение считается отклоненным.
3. Решение об отрешении принимается не менее, чем тремя четвертыми голосов от установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета. Данное решение означает отстранение от занимаемой должности.
ГЛАВА 3
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики.
ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 68
1. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики и его заместители избираются из числа депутатов и депутатами Верховного Совета Республики на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Срок полномочий Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики и его заместителей – 4 года.
4. Исполнение полномочий Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики прекращается досрочно в случае добровольной отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, смерти или отрешения от должности в порядке, предусмотренном статьей 67 настоящей Конституции. Во всех случаях, когда Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики не в состоянии осуществлять свои полномочия, их исполняет первый заместитель Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики до устранения причин, препятствующих Председателю осуществлять свои полномочия или до избрания Председателя Донецкой Народной Республики в установленном законом порядке.
В случае одновременной неспособности Председателя Верховного Совета и первого заместителя Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики осуществлять свои полномочия, они возлагаются на должностное лицо, определенное Верховным Советом посредством принятия закона. Указанное должностное лицо выполняет обязанности Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики до устранения причин, препятствующих Председателю осуществлять свои полномочия, или до избрания в установленном порядке Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики.
5. Статус Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики его заместителей устанавливается конституционным законом и является неприкосновенным.
Статья 69
1. Перед вступлением в должность лицо, избранное Председателем Верховного Совета Донецкой Народной Республики, приносит следующую присягу:
"Клянусь при осуществлении полномочий Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики соблюдать и защищать Конституцию и законы Донецкой Народной Республики, гарантировать права и свободы человека и гражданина, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу Донецкой Народной Республики".
2. Присяга приносится после официального объявления результатов выборов в торжественной обстановке на специальном заседании Верховного Совета с участием представителей исполнительных и судебных органов государственной власти.
Момент принесения присяги является моментом вступления в должность Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики. Прежний Председатель исполняет свои обязанности до вступления в должность вновь избранного Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики.
Статья 70
1. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики является главой государства и возглавляет исполнительную власть в Республике.
2. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики является гарантом Конституции и законов Донецкой Народной Республики, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета Республики, ее независимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.
3. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации.
4. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет Донецкую Народную Республику внутри страны и в международных отношениях.
5. Полномочия Первого заместителя Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики определяются Председателем Верховного Совета Донецкой Народной Республики непосредственно.
Статья 71
1. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики является Главнокомандующим Вооруженными силами Донецкой Народной Республики и в силу этого самостоятельно по согласованию с Верховным Советом принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности Республики.
В случае агрессии против Донецкой Народной Республики или непосредственной угрозы агрессии Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики вводит на территории Донецкой Народной Республики военное положение.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики при обстоятельствах и в порядке, предусмотренном конституционным законом, вводит на территории Донецкой Народной Республики или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение.
2. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики осуществляет общее руководство исполнительными органами государственной власти и управления и обеспечивает их взаимодействие с другими органами государственной власти Донецкой Народной Республики. Исполнительные органы государственной власти и управления, должностные лица, возглавляющие их, подотчетны Верховному Совету и Председателю Верховного Совета непосредственно.
3. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики имеет право помилования.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики решает вопросы гражданства Донецкой Народной Республики и предоставления политического убежища.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики учреждает государственные награды Донецкой Народной Республики, устанавливает почетные и специальные звания, награждает государственными наградами, присваивает почетные звания Донецкой Народной Республики, высшие воинские и специальные звания, высшие квалификационные классы и классные чины.
5. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики осуществляет общее руководство внешней политикой Донецкой Народной Республики, заключая при этом международные договоры Донецкой Народной Республики, подписывает ратификационные грамоты в случае ратификации международного договора Верховным Советом, принимает верительные и отзывные грамоты дипломатических представителей.
Статья 72
1. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики утверждает указы и распоряжения.
2. Указы и распоряжения Верховного Совета Донецкой Народной Республики являются правовыми актами, имеющими подзаконный характер, и не должны противоречить Конституции и законам Донецкой Народной Республики.
Правовые акты Верховного Совета Донецкой Народной Республики, исполнительных органов государственной власти и управления, изданные в пределах их компетенции, обязательны для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики.
Статья 73
1. Для эффективной реализации функций государства, установленных настоящей Конституцией, Верховный Совет Донецкой Народной Республики принимает решения об образовании министерств, ведомств и иных органов государственного управления.
2. Верховный Совет Донецкой Народной Республики в установленном порядке определяет вопросы, отнесенные к ведению министерств, ведомств и иных органов государственного управления, а также самостоятельно определяет полномочия государственных должностных лиц исполнительной власти.
3. В пределах основных направлений внутренней и внешней политики и в рамках, определяемых законом, каждый министр, руководитель ведомства, глава государственной администрации ведет дела подведомственной ему сферы управления, административной территории и являются подотчетными Верховному Совету Донецкой Народной Республики.
Статья 74
1. Для осуществления своих полномочий в качестве главы исполнительной власти Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики инициирует формирование Кабинета Министров.
К ведению Кабинета Министров относится:
а) выработка мер по реализации внутренней и внешней политики государства, способствующих социально-экономическому развитию страны и удовлетворению потребностей трудового народа;
б) разработка необходимых мер, направленных на реализацию актов законодательства Донецкой Народной Республики;
в) осуществление законодательной инициативы в Верховном Совете Донецкой Народной Республики;
г) осуществление иных полномочий, возложенных на Кабинет Министров Верховным Советом Донецкой Народной Республики.
Все решения, принимаемые Кабинетом Министров, вводятся в действие Председателем Верховного Совета Донецкой Народной Республики.
2. Министры, руководители ведомств, иных исполнительных органов государственной власти и управления, их заместители и иные должностные лица исполнительных органов государственной власти и управления, непосредственно подчиненные Верховному Совету Донецкой Народной Республики, послы, иные полномочные представители Республики назначаются на должности и освобождаются от должности только при утверждении Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики, за исключением случаев, оговоренных Конституцией.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики имеет право временно назначать на все вакансии, открывающиеся в период между сессиями Верховного Совета, по государственным должностям, назначение на которые осуществляется Верховным Советом по представлению Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики, до замещения этих должностей в установленном порядке на ближайшей сессии.
Статья 75
Министерства, ведомства и иные республиканские органы управления являются исполнительными органами государственной власти.
Министерства, ведомства и иные республиканские органы управления создаются исключительно для выполнения функций государства, их деятельность финансируется только из государственного бюджета.
Статья 76
Государственная служба в Донецкой Народной Республике осуществляется гражданами Донецкой Народной Республики, занимающими должности в государственных органах и реализующими от имени Донецкой Народной Республики задачи и функции государства в интересах трудового народа.
Правовой статус государственных служащих устанавливается законодательством.
ГЛАВА 4
МЕСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Статья 77
1. Советы народных депутатов городов, районов, сел (поселков), являющихся административно-территориальными единицами Республики, входят в единую систему представительных органов государственной власти Донецкой Народной Республики.
2. Выдвижение кандидатов в депутаты городских и районных, сельских (поселковых) Советов народных депутатов производится на общем собрании представителями трудовых коллективов и жителями районов соответствующих административно-территориальных единиц.
Депутаты городских и районных, сельских (поселковых) Советов народных депутатов избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании жителями соответствующих административно-территориальных и трудящимися производственно-территориальных единиц сроком на 4 лет. Выборы осуществляются на основе мажоритарной избирательной системы.
Районные Советы народных депутатов формируются по принципу представительства интересов населения, территорий и предприятий, входящих в состав районов.
Компетенция, порядок проведения выборов (формирования), основные принципы деятельности местного государственного управления устанавливаются законом.
Статья 78
1. Государственные администрации городов и районов, являющихся административно-территориальными единицами Республики, входят в единую систему исполнительных органов государственной власти Донецкой Народной Республики и осуществляют функции государственного управления в городах и на территориях районов Донецкой Народной Республики.
2. Глава государственной администрации назначается на должность и освобождается от должности путем принятия решения Верховного Совета Донецкой Народной Республики за исключением случаев, оговоренных Конституцией.
Статья 79
Система местного самоуправления, порядок формирования, основные принципы деятельности, финансовая и экономическая основа и государственные гарантии самостоятельности местного самоуправления регулируются законодательством Донецкой Народной Республики.
ГЛАВА 5
СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
Статья 80
1. Правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется судами посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного и арбитражного судопроизводства.
Судоустройство в Донецкой Народной Республике определяется конституционным законом в соответствии с настоящей Конституцией. Создание чрезвычайных судов допускается в случае введения чрезвычайного или военного положения.
3. Компетенция, порядок образования и деятельности судов определяется настоящей Конституцией и конституционным законом.
4. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики является гарантом независимости судебной власти.
Бюджет судов должен обеспечивать возможность полного и независимого выполнения ими своих конституционных полномочий, бюджетная обеспеченность органов судебной власти не может быть меньше бюджетной обеспеченности иных органов государственной власти Донецкой Народной Республики. Бюджет судов в течение текущего финансового года не может быть уменьшен без согласия высших органов судебной власти Донецкой Народной Республики за исключением случаев пропорционального сокращения бюджетных расходов всех органов государственной власти.
Статья 81
1. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции Донецкой Народной Республики и закону.
2. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.
3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного или иного органа Конституции или закону, принимает решение в соответствии с Конституцией и законом.
Статья 82
Судьями могут быть только граждане Донецкой Народной Республики, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Судьей, участвующим в отправлении правосудия в Конституционном суде, может быть гражданин Донецкой Народной Республики, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности либо деятельности в области права не менее 10 лет.
Статья 83
1. Судьи, за исключением судей Конституционного суда и мировых судей, утверждаются Верховным Советом Донецкой Народной Республики по представлению председателей соответственно Верховного и Арбитражного судов.
Мировые судьи избираются населением из числа лиц, отвечающих требованиям части первой статьи 82 настоящей Конституции, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий мировых судей 4 года. Порядок проведения выборов мировых судей устанавливается законом.
Судьи назначаются на должность сроком до 10 лет, кроме судей, которые назначены впервые, мировых судей и лиц, участвующих в качестве судей в отправлении правосудия в Конституционном суде.
Первое назначение на должность судьи осуществляется сроком на пять лет за исключением случаев, оговоренных настоящей Конституцией.
2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены в порядке и по основаниям, установленным Конституцией и конституционным законом.
3. В период осуществления своих полномочий судьи не могут осуществлять предпринимательскую и другую деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
На период своих полномочий судьи не могут состоять в политических партиях, общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей судьи несовместимо с исполнением депутатских обязанностей.
Статья 84
1. Личность судьи утверждается Верховным Советом Донецкой Народной Республики на определенный законом срок и является неприкосновенна.
2. Судья не может быть привлечен к ответственности иначе как в порядке, установленном законом.
Статья 85
1. Разбирательство дел во всех судах открытое, поскольку законом не предусмотрены исключения.
2. Правосудие осуществляется на основе равноправия сторон в процессе.
Статья 86
1. Конституционный суд Донецкой Народной Республики - орган конституционного контроля в Донецкой Народной Республике.
Конституционный суд Донецкой Народной Республики гарантирует верховенство Конституции Донецкой Народной Республики, обеспечивает соблюдение принципа разделения властей, гарантирует ответственность государства перед гражданином и гражданина перед государством.
2. Конституционный суд состоит из 6 (шести) судей, включая председателя Суда. Срок полномочий судьи Конституционного суда – 7 лет.
Полномочия судьи Конституционного суда могут быть приостановлены или прекращены только в порядке, установленном конституционным законом.
Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики, Верховный Совет, съезд судей Донецкой Народной Республики назначают по двое судей Конституционного суда.
3. Судьи Конституционного суда назначаются из числа лиц, достигших на день назначения возраста 40 лет, являющихся судьями иных судов и иных лиц, отвечающих требованиям части второй статьи 82 настоящей Конституции. Предельный возраст для назначения на должность судьи Конституционного суда - 58 лет.
4. Председатель Конституционного суда в установленном Конституцией порядке назначается из числа судей Конституционного суда.
Статья 87
1. В части осуществления конституционного контроля Конституционный суд разрешает дела о конституционности:
а) законов Донецкой Народной Республики (в том числе конституционных), а также правовых актов, принимаемых Верховным Советом;
б) правовых актов Верховного Совета Донецкой Народной Республики, министерств, ведомств и иных органов государственной власти, местного самоуправления в Донецкой Народной Республике, в том числе в части необходимости разрешения споров о компетенции между органами различных ветвей государственной власти;
в) международных договоров Донецкой Народной Республики;
г) правоприменительной практики;
д) деятельности выборных органов и должностных лиц местного самоуправления в части принимаемых ими решений и правовых актов.
2. Конституционный суд Донецкой Народной Республики в части осуществления конституционного контроля дает заключения:
а) о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против лиц, занимающих высшие государственные должности Донецкой Народной Республики;
б) о конституционности подписанных международных договоров Приднестровской Молдавской Республики до их ратификации или утверждения;
в) о противоречии закона Донецкой Народной Республики (в том числе конституционного) правилам ратифицированного международного договора Донецкой Народной Республики;
г) в иных случаях, оговоренных настоящей Конституцией.
3. Конституционный суд Донецкой Народной Республики по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан по запросам судов проверяет соответствие закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, Конституции, Донецкой Народной Республики рассматривает жалобы граждан на нарушение прав и свобод человека и гражданина, возникших в результате применения закона, нормативного акта.
4. Конституционный суд Донецкой Народной Республики по запросам Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики, Верховного Совета, Пленумов Верховного и Арбитражного судов Донецкой Народной Республики, Прокурора Донецкой Народной Республики разрешает дела о конституционности и осуществляет конституционный контроль в случаях и по вопросам, предусмотренным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, дает общеобязательное толкование Конституции и конституционных законов Донецкой Народной Республики.
5. Конституционный суд Донецкой Народной Республики решает исключительно вопросы права.
Решения Конституционного суда принимаются большинством голосов от установленного настоящей Конституцией числа судей.
Статья 88
1. Решения Конституционного суда Донецкой Народной Республики окончательны. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 87 настоящей Конституции, утрачивают силу. Признание неконституционным международного договора Донецкой Народной Республики влечет последствия, предусмотренные, Конституцией Донецкой Народной Республики и законом. Правоприменительная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению; соответствующие решения государственных органов, местного самоуправления и должностных лиц должны быть пересмотрены в установленном законом порядке.
2. Порядок организации и деятельности Конституционного суда Донецкой Народной Республики, соблюдаемые им процедуры и иные вопросы регулируются конституционным законом.
Статья 89
Верховный суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Статья 90
Арбитражный суд Донецкой Народной Республики является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, определенных законом.
ГЛАВА 6
ПРОКУРАТУРА
Статья 91
1. Прокуратура Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов судебными органами, министерствами и ведомствами, местными органами власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Прокуратура проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах.
2. Прокуратура Донецкой Народной Республики составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Прокурору Донецкой Народной Республики.
3. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Донецкой Народной Республики определяются конституционным законом.
Статья 92
1. Прокурор Донецкой Народной Республики назначается на должность Верховным Советом по представлению Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики сроком на 4 года.
Прокурор Донецкой Народной Республики и нижестоящие прокуроры независимы в осуществлении своих полномочий от органов государственной власти и руководствуются исключительно Конституцией и законом.
2. Прокурор Донецкой Народной Республики подотчетен Верховному Совету и ответственен за надлежащее исполнение своих обязанностей.
3. Прокуроры не могут занимать какую-либо другую оплачиваемую должность, осуществлять предпринимательскую и иную деятельность, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации.
На период осуществления своих полномочий прокуроры не могут состоять в политических партиях, других общественных объединениях, преследующих политические цели. Исполнение обязанностей прокурора несовместимо с исполнением депутатских полномочий.
ГЛАВА 7
ОБОРОНА, БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Статья 93
Основы обеспечения национальной безопасности Донецкой Народной Республики, обороны государства, создание и деятельность Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, иных военных организаций государства, военизированных формирований, государственных служб безопасности, органов внутренних дел, других сил обеспечения безопасности определяются законом.
Статья 94
1. Вооруженные силы Донецкой Народной Республики осуществляют функцию по защите Донецкой Народной Республики, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности.
Решение об использовании Вооруженных сил за границей принимается Верховным Советом Донецкой Народной Республики по предложению Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики.
2. Государственные службы безопасности в пределах предоставленных им полномочий осуществляют деятельность по предупреждению и пресечению посягательств на конституционный строй, государственный суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Донецкой Народной Республики.
3. Органы внутренних дел обеспечивают личную безопасность человека, защиту государственной и личной собственности, общественный порядок, борьбу с преступностью.
Статья 95
Использование Вооруженных сил Донецкой Народной Республики, иных военных организаций государства, военизированных формирований, государственных служб безопасности, органов внутренних дел, других сил обеспечения безопасности в целях насильственного изменения или насильственного устранения конституционного строя Донецкой Народной Республики, воспрепятствования или ограничения в этих же целях деятельности органов государственной власти, незаконного ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина является тяжким преступлением.
ГЛАВА 8
ФИНАНСОВАЯ И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Статья 96
1. Финансовая система Донецкой Народной Республики основывается на собственной денежной единице.
Право распоряжения государственными финансами принадлежит исключительно соответствующим органам исполнительной власти и только в соответствии с законодательным актом, принятым Верховным Советом Донецкой Народной Республики.
2. Никакие государственные средства не могут быть израсходованы и никакие государственные денежные обязательства не могут быть приняты иначе, как в порядке и в пределах, установленных законом.
3. Для покрытия непредвиденного бюджетного дефицита и непредвиденных расходов государства в рамках государственного бюджета образуется резервный фонд, ответственность за расходование которого возлагается на исполнительный орган государственного управления, ведающий вопросами финансов.
Статья 97
1. Все доходы и расходы государства должны включаться в бюджет.
2. Бюджет утверждается законом на один год или несколько лет; в последнем случае он утверждается раздельно на каждый год до начала первого отчетного года. Разделы бюджета (бюджетные программы) могут иметь различную продолжительность действия по годам.
Утвержденный бюджет публикуется во всеобщее сведение.
3. Если бюджет на следующий год не утвержден до окончания отчетного года, то впредь до его утверждения соответствующие органы государственной власти вправе производить, в пределах установленных законом на соответствующий период истекшего года, все расходы, необходимые для:
а) содержания оговоренных бюджетных организаций, органов власти и управления и проведения разрешенных законом расходов;
б) выполнения установленных в законном порядке обязательств государства.
Если расходы, оговоренные выше, не покрываются поступлениями от налогов, сборов и других источников, исполнительный орган государственной власти, ведающий вопросами управления финансами, может реализовать в порядке кредитования необходимые для поддержки экономики средства в размере не свыше одной четвертой части общей суммы бюджета истекшего года.
4. Законы, принимаемые в течение бюджетного года и увеличивающие утвержденные бюджетные расходы или уменьшающие поступления в бюджет, могут быть приняты исключительно Верховным Советом.
5. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет государственного бюджета, за исключением случаев, оговоренных в пункте 4 настоящей статьи, могут быть рассмотрены только при наличии заключения специальной комисии Верховного Совета Донецкой Народной Республики.
Статья 98
1. Введение новых и изменение существующих налогов может производиться только на основании закона или при соблюдении условий, предписанных законом.
Правом предоставления налоговых льгот и иных финансовых освобождений в установленных законом пределах и оговоренных законом случаях наделяются соответствующие исполнительные органы государственной власти, а в иных случаях это может быть сделано только посредством принятия Верховным Советом соответствующего закона.
2. Законы и иные правовые акты, устанавливающие новые налоги и другие обязательные платежи, не ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу с началом нового финансового года при условии, что они были официально опубликованы не позднее, чем за три месяца до его начала.
Никто не может быть принужден к выплате налогов и других обязательных платежей, установленных не по закону, или расчет и взимание которых осуществляются не по закону, либо в ином порядке, чем это предусмотрено законом.
3. Исполнительная власть в силу закона уполномочивается увеличивать, уменьшать в оговоренных законом пределах или отменять в установленных законом случаях налоги и сборы, связанные с внешнеэкономической деятельностью, установленные Верховным Советом, и устанавливать новые, а также в случае необходимости сокращать и запрещать ввоз, вывоз и транзит продуктов, товаров и имущества с целью регулирования внешней торговли, экономики Республики, стабильности отечественного производства и осуществлять любые другие меры в целях развития экономики и государства. Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики при представлении Верховному Совету проекта ежегодного государственного бюджета представляет на рассмотрение Верховного Совета информацию о мерах, предпринятых в осуществление указанных полномочий в отчетном финансовом году.
Статья 99
Налоговая система государства нацелена на благо и пользу населения, удовлетворение финансовых потребностей государства, на справедливое распределение доходов и национального богатства, стимулирование национального производства.
Статья 100
1. Центральный банк является государственным банком.
Центральный банк государства в своей деятельности подотчетен Верховному Совету Донецкой Народной Республики и действует в рамках, установленных настоящей Конституцией и законом. Статус центрального банка государства устанавливается законом.
2. Денежная эмиссия осуществляется исключительно центральным банком государства в пределах, установленных Верховным Советом Донецкой Народной Республики, при принятии бюджета в интересах государственного регулирования и развития экономики Республики.
РАЗДЕЛ IV
ИЗМЕНЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ
Статья 101
Право на внесение законопроекта об изменении Конституции имеют не менее чем одна треть установленного Конституцией числа депутатов Верховного Совета Донецкой Народной Республики или не менее 500 000 избирателей.
Вопрос об изменении Конституции не может быть выдвинут и Конституция не может быть изменена в период военного или чрезвычайного положения.
Статья 102
Положения разделов I Конституции "Основы конституционного строя", раздела II "Права, свободы и обязанности человека и гражданина" и раздела IV "Изменение Конституции" могут быть изменены только в результате референдума.
Статья 103
Конституция может быть изменена законом, принятым:
1. в результате референдума;
2. Верховным Советом Донецкой Народной Республики.
Законопроект об изменении Конституции рассматривается Верховным Советом в три чтения, причем между первым и вторым чтением должен быть перерыв не менее двух месяцев, а между вторым и третьим - не менее одного месяца.
Статья 104
Для внесения проекта закона об изменении Конституции на референдум требуется большинство в две трети голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета. Референдум проводится в соответствии с конституционным законом не ранее двух месяцев со дня принятия Верховным Советом Донецкой Народной Республики соответствующего решения.
Статья 105
Закон об изменении Конституции принимается Верховным Советом Донецкой Народной Республики в рамках его компетенции большинством в три четверти голосов от установленного Конституцией состава Верховного Совета.
Статья 106
Принятый Верховным Советом по итогам референдума закон об изменении Конституции подписывается Председателем Верховного Совета Донецкой Народной Республики в обязательном порядке и не позже чем в течение 7 дней официально публикуется.
Закон об изменении Конституции, принятый Верховным Советом без проведения референдума, так же подписывается Президентом Донецкой Народной Республики и не позже чем в течение 7 дней официально публикуется. Если в указанный срок такой закон Президентом Донецкой Народной Республики не подписывается и не оглашается, этот закон выносится на всенародный референдум.

Закон об изменении Конституции вводится в действие не ранее чем через один месяц после его принятия.
РАЗДЕЛ V
ПЕРЕХОДНЫЕ НОРМЫ И ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1
День всенародного референдума (указать дату) считается днем принятия Конституции Донецкой Народной Республики.
Статья 2
1. Суды в Донецкой Народной Республике осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
После вступления в силу Конституции судьи всех судов Донецкой Народной Республики сохраняют свои полномочия. Вакантные должности замещаются в порядке, установленном настоящей Конституцией.
2. Выборы мировых судей назначаются после принятия Верховным Советом закона о мировых судьях, в сроки и в порядке им предусмотренных.
Статья 3
1. Законы, включая конституционные, отсылки к которым содержатся в Конституции Донецкой Народной Республики, должны быть приняты или приведены в соответствие с ней в течение полугода со дня вступления в силу настоящего Закона. Все иные законы и другие правовые акты должны быть приведены в соответствие с Конституцией Донецкой Народной Республики в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. Законы и другие правовые акты, действующие на день вступления в силу настоящего Закона, до их приведения в соответствие с Конституцией Донецкой Народной Республики применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.
3. Законы и другие правовые акты, принятые Украиной, могут применяться на территории Донецкой Народной Республики в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики и законам Донецкой Народной Республики.
Законы и другие правовые акты, принятые Украиной, по истечению одного года после вступления в силу настоящего Закона утрачивают силу и не подлежат применению на территории Донецкой Народной Республики.
Статья 4
1. Со дня вступления в силу настоящего Закона народные депутаты Верховного Совета Донецкой Народной Республики, избранные народом в ходе становления Донецкой Народной Республики сохраняют свой статус и полномочия и приобретают статус депутатов Верховного Совета, предусмотренный Конституцией Донецкой Народной Республики, и сохраняют его до избрания Верховного Совета Донецкой Народной Республики нового созыва.
2. До избрания Верховного Совета нового, после принятия настоящего Закона, созыва сохраняется образовавшаяся в результате становления Донецкой Народной Республики структура Верховного Совета.
3. После вступления в силу настоящего Закона правила и нормы, регулирующие организационные вопросы деятельности Верховного Совета подлежат применению в части, не противоречащей Конституции. Сохраняется порядок внесения, рассмотрения и принятия законопроектов, включая процедуру отклонения и повторного их рассмотрения, в части не противоречащей нормам Конституции.
Статья 5
1. Со дня вступления в силу настоящего Закона действующий Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики сохраняет свои полномочия, приобретая права и обязанности, предусмотренные Конституцией, и занимает свою должность до избрания нового Председателя Верховного Совета Донецкой Народной Республики в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики.
2. Должностные лица республиканских органов исполнительной власти, занимающие свои должности до вступления в силу настоящего Закона сохраняют свои полномочия, приобретая права и обязанности, предусмотренные Конституцией. Освобождение указанных лиц от занимаемой должности и назначение новых должностных лиц, после вступления в силу настоящего Закона, производится в порядке, предусмотренном Конституцией Донецкой Народной Республики.
Статья 6
Со дня вступления в силу настоящего Закона местные Советы народных депутатов и государственные администрации приобретают статус и на них распространяются нормы и положения, предусмотренные главой 4, раздела III Конституции Донецкой Народной Республики.
Статья 7
1. До принятия соответствующего закона о Конституционном суде Донецкой Народной Республики состав Конституционного суда формируется по закону в соответствии с требованиями статей 62 и 86 настоящей Конституции.
2. Деятельность Конституционного суда Донецкой Народной Республики и отправление им правосудия до принятия соответствующего закона осуществляется в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и действующим гражданским процессуальным законодательством.
____________________________________________________________________
.

Председатель Верховного Совета Донецкой Народной Республики

 
Рейтинг публикации: +0 / −1

Комментарии (20)

Лучшие комментарии
Вообще-то да.... Но мы даже маленький устав до конца не довели....
Дмитриев Вячеслав , С украинской зачем сравнивать, там президент в каком-то виде есть, надо с другими парламентскими сравнивать, наверное.
И что? Какое отношение данная конституция парламентской республики имеет к прямой демократии?
Все комментарии  Сначала новые старые
А кто написал эту конституцию?

3 ответа
Кто-то из совета ДНР, публиковала Губарева...
25 апреля 2014, 19:16 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Это конституция не народная, а самая настоящая демократическая, провозглашающая и закрепляющая диктатуру меньшинства, которое, как известно, легко трансформируется в криминальное! Ну, что ж ничего удивительного самозваные лидеры Донской республики на большее не способны. Они, как плохие "ученики", смогли только практически списать свою конституцию с российской, не подумав о том, что российская, была писана, америкосами. В таком случае им надо убрать из названия своей республики слово "народная"!
26 апреля 2014, 10:01 #
↑ Барбашин Юрий , Важно сопоставление с украинским вариантом, по демократичности....

26 апреля 2014, 11:50 #
Ответ на вопрос Вячеслава Дмитриева “Чего хотят на Юго-Востоке”, содержится у уроженки Донбасса Катерины Мола по ссылке:
www.kolonker.com
И еще. Я убежден, что Катерина подписалась бы под следующим обращением:
«Господа россияне! Убедительная просьба не рассказывать мне, что происходит в Донецке, т.к. мне из Донецка это виднее, чем Вам из Москвы. Спасибо!» (© VoiceOfDonetsk)
1 ответ
В Бахрейне...

24 апреля 2014, 23:14 #
Есть ощущение, что по части новелл у российских законодателей воображение куда более продуктивное, чем у российских писателей. (© Александр Бобраков-Тимошкин )
Вопрос не в том, кто писал эту конституцию. И даже не в том, для кого. Вопрос — ЗАЧЕМ?
От количества конституций, действующих на данной территории, качество жизни людей не изменится. Изменится от качества власти.
На вопрос старттопика: «Чего хотят на Юго-Востоке» отвечу инфографикой:
внешняя ссылка
1 ответ
Где это Путин так загорел? В Сочи?
27 апреля 2014, 14:35 #
Хорошая конституция. На СССРовскую похожа. Плохо только, что народ опять будет знакомится с уже принятыми законами и бюджетными статьями.

1 ответ
Ну тут как умеют.... Что сделаешь?
24 апреля 2014, 09:48 #
Похоже нужен свой "типовой" проект конституции для таких случаев.
1 ответ
Вообще-то да.... Но мы даже маленький устав до конца не довели....
23 апреля 2014, 17:53 #
И что? Какое отношение данная конституция парламентской республики имеет к прямой демократии?
6 ответов
Ну, вот как умеют, так и творят.... Но все равно, есть прогресс....

22 апреля 2014, 22:52 #
Можно, кстати, сравнить с Украинским проектом конституции... Кто круче?
22 апреля 2014, 22:54 #
↑ Дмитриев Вячеслав , С украинской зачем сравнивать, там президент в каком-то виде есть, надо с другими парламентскими сравнивать, наверное.
23 апреля 2014, 00:24 #
↑ Титов Александр , Интересно, кто лучше на Украине предложит вариант... народу.
23 апреля 2014, 17:54 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Господи, это слова прямократа?!?!
Почему народу кто-то что-то должен предлагать. Есть схема созидания Конституции как в Исландии - всем народом
27 апреля 2014, 14:33 #
↑ Виноградова Татьяна , Это верно. Но для этого нужны условия... Там где их нет, все сложнее...
28 апреля 2014, 14:14 #