Наверх ↑

Мухерес Либрес (Свободные женщины) по книге Айлин О’Кэролл

Мухерес Либрес (Свободные Женщины) были группой анархисток, которые сепарировались и вели борьбу за освобождение женщин и анархическую революцию во времена Испанской Гражданской Войны. Их опыт был по-настоящему воодушевляющим. Отличный пример тому как борьба против угнетения женщин и против капитализма может быть соединена в одну борьбу за свободу.

Будучи анархистками, они отвергали любые угнетения женщин, такие как закрепление подчиненных и вторичных ролей в либертарном движении. Так как в 1930-х феминизм имел более узкое значение, чем он имеет сейчас (а на наш взгляд мало что изменилось — прим. ред.), они отвергали его как теорию, выступающую за “равенство женщин в рамках существующей системы привилегий”. Они возражали “Мы не были и не являемся феминистками. Мы не боремся против мужчин. Мы не хотим установление женской иерархии вместо мужской. Только посредством общей борьбы и работы мы можем достичь социальной революции. Но нам нужна наша отдельная организация для того чтобы бороться за нас самих1.

Они говорили:

Мы в курсе практик феминистских организаций и политических партий… Но мы не можем следовать ни одной из них. Мы не можем отделять женскую проблему от проблемы социальной. Так же мы не можем отрицать важность вовлечения женщин в работу любой организации даже… нашей собственной либертарной организации. Наши намерения и цели гораздо шире: мы старались следовать именно идее, а не партийной доктрине, мы пытались помочь женщинам стать индивидами, способными построить будущее общество, сделать из них уверенных в себе личностей, которые не будут слепо следовать диктатуре организации.

19 сентября 1936, Толедо, Испания. Две милиционерки едят виноград во время привала

Мухерес Либрес имели двухаспектную стратегию подготовки и участия. Их ранняя деятельность заключалась в работе над ростом самосознания и в прямом действии. Чтобы достичь взаимопомощи создавались сети анархисток. Они посещали собрания и выявляли сексистское поведение среди анархистов и далее пытались работать над этим. Чтобы вовлечь как можно больше женщин, использовались передвижные центры.

Они издавали журнал и распространяли его через уже существующие анархистские сети. В нем женщины рассказывали о своей деятельности. Практика роста самосознания была крайне важна для них, они старались уделять как можно больше внимания исключенности женщин из общественной жизни, ко всему прочему они вели колонку в других анархистких журналах. Так же в этом журнале печатались статьи на темы культуры, образования, фильмов, спорта. В конечном итоге это были обычные статьи, которые можно увидеть в любом женском журнале, затрагивающие темы ухода за детьми и моды. Позже они начали выпускать книги и брошюры.

Агитационная работа велась так же с помощью радио передач, передвижной библиотеки и пропагандистских поездок. Одна из участниц, Пепита, описывала свой опыт таких поездок:

Мы собираем женщин вместе и объясняем им.. что существует дискриминационная женская роль, но женщина не должна терять свою независимость, она может быть одновременно и матерью и товарищем..

10 августа 1936, Сомосьерра, Испания. Женщина смотрит в прицел винтовки

Молодые девушки подходят ко мне и говорят: «Это интересно. Мы никогда не слышали ничего подобного. Это как раз то, что мы чувствовали, но пока не осознавали”… Больше всего возбуждали их интерес обсуждение власти мужчин над женщинами.. Каждый раз когда мы говорили об этом, мы слышали одобрительные возгласы. “Мы не можем позволить мужчинам думать, что они лучше женщин, что у них есть право управлять ими.” Я думаю, что Испанские женщины ждали именно этого

В то время многие испанские рабочие и крестьяне были необразованны. Поэтому женщины из Мухерес Либрес устраивали образовательные и технические курсы, занятия по социологии. В среднем 600-800 женщин посещали такие занятия каждый день в Барселоне в декабре 1938. Сотрудничая с анархическими профсоюзами они организовывали стажировки.

Пропаганда в сочетании с ежедневной работой защищала их работу от фашистских нападок. Они готовили еду милиции и устраивали общие столовые. Они организовывали поддержку женщинам-милицейским, обучая их обращению с оружием и организовывая стрельбу по мишеням. Так же они создавали курсы для медсестер и тренинги первой медицинской помощи, которые были полезны для оказания помощи раненым в бою.

Тэрэзина, несмотря на нехватку опыта на медицинском поприще, была назначена администратором. Ниже она с гордостью высказывается о своей роли:

Я помню как часто мужчины подходили ко мне в клинике чтобы попросить что-то, а я говорила “Пожалуйста, здесь все равны” на что они отвечали: “Да вы и в правду делаете здесь революцию”. Я чувствовала настоящее удовлетворение от этого. И я управляла целым заведением без всякого образования… Я воплощала в жизнь то, во что верила… и это было тем, что я делала для революции. В остальном же, я занималась тем же, чем и все. Но именно это было особенным.

Безусловно, революция была чем-то большим, чем просто борьбой с фашизмом, она заключалась в построении нового общества, которое работало бы на всеобщее благо. Путешествуя по Каталонии и Арагону, участницы Мухерес Либрес помогали создавать деревенские коллективы. Множество женщин вместе с представительницами анархистского профсоюза (CNT) и анархистской федерации (FAI) призывали “перейти на нашу сторону”.

В Барселоне они организовали родильный дом, который обеспечивал акушерский и после-родовой уход за женщинами, контроль рождаемости и учет. Институт Материнства и Ухода за детьми был основан в Барселоне в феврале 1938 года и был назван в честь французской анархистки Луизы Мишель.

Мухерес Либрес были реальным примером применения множества аспектов анархистской теории на практике. Во-первых, они понимали, что коллектив силен ровно настолько насколько сильны его участники. Чтобы построить сильное анархистское движение, они поддерживали и ободряли женщин на пути их самореализации. Между тем, многим участницам Мухерес Либрес было всего 13-14 лет когда началась революция. Так же как и Тэрэзина, о которой речь шла чуть ранее, они только начинали осознавать свою способность построения нового мира.

Во-вторых, Мухерес Либрес понимали важность прямого действия и самодеятельности, воспитывая революционеров и создавая революцию. Они не различали пропаганду и организацию, идею и действие. Их идеи формировались под влиянием их собственного жизненного опыта.

Наконец, Мухерес Либрес показывали, что идеи не есть нечто неизменное и статичное, ожидающее подходящего времени для реализации. Их идеи росли и развивались, менялись и формировали общественное мнение.

Революция — это сложное предприятие. Чтобы по-настоящему изменить общество, устарелые представления касаемо нормальности и естественности должны быть пересмотрены. Новые революционеры и революционное общество возникнет путем споров и обсуждений, которые будут вестись повсеместно – дома, в супермаркете, в пабе – совершенно разными людьми.

Мухерес Либрес видели в революции нечто большее, чем просто однодневное событие. Это длительный изменчивый процесс, который включал в себя так же урегулирование конфликтов, разногласий и обозначение новых целей. Они показали что революция далека от академичности, она не проста и прямолинейна, она динамична.

по книге «Free Women of Spain» Aileen O’Carroll

1ссылка 

Рейтинг публикации: +0 / −0

Комментарии (22)

Все комментарии  Сначала новые старые
Каждый понимает в меру своей распущенности...

Я-то хотел, чтобы они обратили внимание не на этот комментарий...
18 ответов
Хи-хи-хи
6 января 2014, 17:16 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Я специально дал 2 разных коммента, чтобы проверить: какой будет обсуждаться?

Обсуждается: Хи-Хи...
6 января 2014, 18:58 #
6 января 2014, 19:02 #
6 января 2014, 19:06 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Именно по этой причине Ленин был вынужден строить капитализм (НЭП).
6 января 2014, 19:09 #
↑ Мельников Владимир , Не понял... По какой?
6 января 2014, 20:36 #
↑ Дмитриев Вячеслав , В России, теперь, в связи с всеобщим развалом и потерей квалификации населением, отъезд квалифицированных кадров, производительность труда - еще ниже. Из-за этого, в данный исторический период, социалистические производственные отношения - НЕВОЗМОЖНЫ!

Следовательно, тот, кто борется против капиталистического строя, борется за феодальный или даже за рабовладельческий строй.

В данный исторический период бороться с пользой для народа можно только за прогрессивный налог на доходы и роскошь и за сбалансированную сменяемую власть.

Борьба против капитализма приведет только к феодальному или рабовладельческому строю...
6 января 2014, 20:51 #
↑ Мельников Владимир , Ну, будем стараться... А капиталистов все одно завалим...
6 января 2014, 22:20 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Тогда будут феодалы...
6 января 2014, 22:31 #
↑ Дмитриев Вячеслав , А выезд людям разрешите? Коммунисты не разрешали. Поэтому нужно признать, что это был рабовладельческий строй.

Как и предсказывал Плеханов...
6 января 2014, 22:35 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Коммунисты даже из колхоза выйти не разрешали.

Рабовладельческий строй.
6 января 2014, 22:40 #
6 января 2014, 22:44 #
↑ Мельников Владимир , Ну, это все от нас зависит.... Будут или не будут...
6 января 2014, 22:45 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Коммунисты против частной собственности.

Социал-демократы, сторонники различных видов собственности.

Ты хочешь свергать капитализм (частную собственность на средства производства), значит ты - КОММУНИСТ!!!!!!!
6 января 2014, 23:18 #
↑ Мельников Владимир , Ну я же не буржуазный социал-демократ... А антикапиталистический фронт сейчас достаточно широк: социалисты, коммунисты, анархисты... (См. и читаем "Антикапиталистический манифест" Алекса Каллиникоса).
7 января 2014, 00:42 #
↑ Дмитриев Вячеслав , Этот широкий фронт и приведет нас к феодально-рабовладельческому, а не к социалистическому строю.

Они называют себя социалистами, но социализма они не построят. Нехватит производительности труда. Будут обещать социализм, а реально - феодально-рабовладельческий...
7 января 2014, 01:04 #
↑ Мельников Владимир , Ну куда приведет... сие нам пока знать не дано... Я не пророк... Да и Вы, не Нострадамус...
7 января 2014, 01:10 #
↑ Мельников Владимир , Кстати, то, как капитализм убьет человечество уже вполне доподлинно известно...
7 января 2014, 01:10 #
Женщины симпатичные. Я, кажется понял, чего им не хватало...
2 ответа
Даже в СССР производительность труда была недостаточно высокой.

В России, теперь, в связи с всеобщим развалом и потерей квалификации населением, отъезд квалифицированных кадров, производительность труда - еще ниже. Из-за этого, в данный исторический период, социалистические производственные отношения - НЕВОЗМОЖНЫ!

Следовательно, тот, кто борется против капиталистического строя, борется за феодальный или даже за рабовладельческий строй.

В данный исторический период бороться с пользой для народа можно только за прогрессивный налог на доходы и роскошь и за сбалансированную сменяемую власть.

Борьба против капитализма приведет только к феодальному или рабовладельческому строю...
6 января 2014, 02:52 #
А вот за эту мысль, если не так поймут, они могут кое что отстрелить...
6 января 2014, 11:08 #