Наверх ↑

Обсуждаем акцию Петра Павленского "Горящая дверь..." (версии, интерпретации, культурология)

Здравствуйте уважаемые дамы и господа! Продолжаем обсуждение акции Петра Павленского "Горящая дверь Лубянки"

Недавно я ознакомился со следующей работой: «Образ двери как реализация топоса порога в современной русской постмодернистской поэзии (на примере текстов А. Алехина и Д. Григорьева)» 
Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/article/n/obraz-dveri-kak-realizatsiya-toposa-poroga-v-sovremennoy-russkoy-postmodernistskoy-poezii-na-primere-tekstov-a-alehina-i-d-grigorieva#ixzz3rciynPH6 
В результате изучения данного текста, выделю некоторые моменты, которые могут быть важны с точки зрения понимания акции Петра Павленского "Горящая дверь Лубянки". Само собой разумеется, что произведение Петра Павленского – это месседж, послание всему обществу. По моему мнению, важно дешифровать это послание. Поскольку речь идет о произведении искусства, то у каждого могут быть свои варианты и интерпретации. 
Порог – граница между пространством «дома» и пространством «простора». Порог дома – граница между пространством дома и улицы, граница между пространством внутренним и внешним. Образ двери делит пространство на две четкие противопоставленные друг другу части. В произведении Павленского – дверь становится ирреальным и широким по своей семантике символом. 
В поэзии, например, бывает так, что дверь превращается из предмета объективной реальности в предмет ирреальности, или субъективной реальности. Образ двери и порога позволяет совместить разные пространства, структурировать их, связать воедино. Порог и дверь в поэзии служат не только чертой или границей, они являются своего рода порталом между пространствами, точкой их соприкосновения. 
И когда такой портал горит, то стоит задуматься о многом, наверное. Перед порогом лирический герой в произведениях в большинстве случаев оказывается в самые непростые, критические, трагические, переломные моменты своей жизни: моменты прозрения, истины, моменты, когда нужно сделать выбор. 

Вот еще цитата из одного ресурса. Рассмотрим данную цитату применительно к современной культуре и искусству. 
«Дверь — классический архетип иномирия. В традиционной научно-фантастической литературе дверь — это универсальный телепортационный канал. На рубеже ХХ и XXI века образ дверей получил новое значение в свете компьютеризации общества и развития киберпанка как цифровой выход в виртуальное пространство. В культовом фильме «Матрица» главный персонаж неоднократно оказывается перед дверью, что символизирует ситуацию жизненного выбора (дверь в квартиру Оракула и т. д.). В продолжении фильма (Matrix Reloaded) герой вместе с Ключником в исполнении актёра Рэндалла Дюка Кима (Randall Duk Kim) ищет выход из лабиринта дверей, где помощь может оказать правильно выбранный ключ». 
Источник: https://os-chrome.ru/9995-hudozhestvennyiy-obraz-dverey/ 

Наиболее светлым и позитивным является в данной связи стихотворение Булата Окуджавы. «Песенка об открытой двери»Булата Окуджавы самим названием намекает на притчу, на сентенцию, и ожидания подтверждаются: стихотворение заканчивается моралью: 

Дверям закрытым – грош цена, 
Цена замку – копейка. 

Вот начало стихотворения: 

Когда метель кричит как зверь – 
Протяжно и сердито – 
Не запирайте вашу дверь, 
пусть будет дверь открыта". 
(http://www.khazagerov.com/okudjava/88-okudgava.html) 

Также в связи с акцией Петра Павленского проведем анализ частоты употребления термина «дверь» на примере рок-текстов 
Цитируется по дипломной работе по литературе: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=14219 

АКВАРИУМ. ОБРАЗ: ДВЕРЬ 
Альбом: Треугольник 
Название песни: Миша из города скрипящих статуй 
Цитата: Кто откроет дверь, бесстрашный, как пес? 
*** 
Альбом: Треугольник 
Название песни: Сергей Ильич 
Цитата: Алмазный МАЗ с колесом из льна 
Выехал в дверь, и пришла весна. 
*** 
Альбом: Электричество 
Название песни: Кусок жизни 
Цитата: И каждый глядит за дверь, 
И каждый лелеет стон; 
Дайте мне мой кусок жизни, 
Пока я не вышел вон. 
*** 
Альбом: Электричество 
Название песни: Кто ты теперь? 
Цитата: Крылат ли он? 
Когда он приходит, 
Снимаешь ли ты с него крылья 
И ставишь за дверь? 
Кто ты сейчас, 
С кем ты теперь? 


ДДТ. ОБРАЗ: ДВЕРЬ 
Альбом: Москва. Жара 
Название песни: Я завтра брошу пить 
Цитата: И с этим вот тортом пойду к себе домой. 
А Клава, дверь открыв, воскликнет: "Боже мой!" 
*** 
Альбом: Чёрный пёс Петербург 
Название песни: Рождественская 
Цитата: Он начнется с утра. 
В эту древнюю ночь загорелась звезда. 
Пожилые ветра положили ключи. 
У дверей на печи закипела вода. 
Только скрипнет рассвет, он войдет в эту дверь 
И очистися свет, и отступится зверь 
От всего, что всем нам прокричала звезда. 

*** 
Альбом: Рождённый в СССР 
Название песни: Апокалипсис 
Цитата: Я работаю дверью, 
В мире где нету стен 
Там где крылья без перьев, 
Где нету ни котов не вен 
Я стою на дороге, 
Которой тоже нет 
Я работаю дверью, 
Много, много, много лет 
… 
Я дверь, я зверь, я ухо, я глаз, 
Я швейцар между ночью и днем 
Я в этих, я тех. я них, я нас, 
Я в тебе и в нем 

Итак, 9 ноября 2015 года в 01 час 15 минут ночи по московскому времени Пётр Павленский создал свое произведение «Горящая дверь Лубянки». В связи с акцией Петра Павленского продолжим анализ частоты употребления термина «дверь» на примере рок композиций. Вспоминаются также тексты песен группы «Кино». 

КИНО. ОБРАЗ: ДВЕРЬ. 

Альбом: 45 
Название песни: Мои Друзья 
Цитата: И будут в дверь стучать и с улицы кричать, 
Что хватит спать. И пьяный голос скажет: "Дай пожрать." 
*** 
Альбом: 46 
Название песни: Пора 
Цитата: Пора открывать дверь, (2 раза) 
Пора зажигать свет, 
Пора уходить прочь, 
Пора. 
*** 
Альбом: Ночь 
Название песни: Видели ночь 
Цитата: Зайди в телефонную будку, 
Скажи, чтоб закрыли дверь 
В квартире твоей, 
Сними свою обувь - 
Мы будем ходить босиком. 
*** 
Альбом: Ночь 
Название песни: Танец 
Цитата: Мокрые волосы взмахом ладони - назад, 
Закрыв свою дверь, ты должен выбросить ключ. 
И так каждый день, так будет каждый день, 
Пока не увидишь однажды небо без туч. 
*** 
Альбом: Группа крови 
Название песни: Закрой за мной дверь, я ухожу. 
Цитата: Закрой за мной дверь. Я ухожу. 
Закрой за мной дверь. Я ухожу... 
*** 
Альбом: Группа крови 
Название песни: Война 
Цитата: Нарисуй мне портреты погибших на этом пути. 
Покажи мне того, кто выжил один из полка, 
Но кто-то должен стать дверью, 
А кто-то замком, а кто-то ключом от замка. 
*** 
Альбом: Группа крови 
Название песни: В наших глазах. 
Цитата: В наших глазах звездная ночь, 
В наших глазах потерянный рай, 
В наших глазах закрытая дверь. 
Что тебе нужно? Выбирай! 
*** 
Альбом: Звезда по имени «Солнце» 
Название песни: Стук 
Цитата: Но странный стук зовет: "В дорогу!" 
Может сердца, а может стук в дверь. 
И, когда я обернусь на пороге, 
Я скажу одно лишь слово: "Верь!"

Уважаемые дамы и господа! Как вы дешифруете произведение Петра Павленского "Горящая дверь Лубянки"? Какие образы вспоминаете вы? Какие произведения из классики и современной поэзии вспоминаете вы? Какие произведения искусства и культуры вспоминаются вам?

***

Также сразу вспоминается THE DOORS. Философия поэзии Моррисона: дверь между рабством и свободой...

В одном из своих интервью Джим Моррисон сказал: "Существуют познанное и непознанное, а посередине этого - двери". Именно поэтому свою группу он и назвал Doors - двери в переводе с английского.
Моррисон призывает выйти за двери наших пяти чувств.

***

В последнее время все активно обсуждают акции Павленского. По моему мнению акция "Фиксация" также имеет глубочайший смысл. Попробую объяснить, как я понимаю данную акцию. С развитием компьютерных технологий многих людей действительно капитально "зафиксировали". Однако зафиксировали не на Красной Площади, а зафиксировали перед компьютерами, смартфонами и другими устройствами. На этот факт, вероятно и намекает художник акционист Петр Павленский. Многие сидят дома в некотором оцепенении. Кто-то перед телевизором, кто-то перед компьютером. Все внимание людей устремлено на экраны. Все замерли перед различными экранами и экранчиками. По сути произошла фиксация большого количества людей в неподвижном состоянии.

На этот факт намекает, наверное, Павленский. Вопрос в том, как выйти из этого оцепенения? Только с помощью современного искусства. Многие уже никуда не ходят. Мы не ходим в гости друг другу, на встречи. Гораздо проще решить все вопросы по компьютеру и сети Интернет. Нас всех капитально зафиксировали. И над этим фактом задумался художник Павленский.

***

Что касается акции художника Петра Павленского относительно дверей ФСБ. Предполагаю, что художник намекал на следующее. Полной безопасности нет ни у кого. Он с легкостью совершил поджег дверей, тем самым он намекал на то, что доступ есть у всех фактически к любой двери. И в полной безопасности никто не может себя чувствовать на 100 процентов. Художник как бы иронизирует: "И это ваша хваленая безопасность? Где она? Ее нет?".

***

Также у меня есть следующая версия по поводу смысла акции Петра Павленского "Фиксация".Тут дело даже не в Красной площади, а в том, что с развитием технологий огромное количество людей "зафиксировано" в виртуальном пространстве. Мы уже на половину "живем" в виртуальном мире. Мы проводим в виртуальном мире огромное количество времени. Мы смотрим не друг другу в глаза. Мы смотрим на кнопочки, сайтики, видео, на все то, что движется и мигает в сети Интернет. Вся эта движущаяся информация "зафиксировала" огромное количество людей на своих местах. Да, прогресс не остановить. Но Интернет огромными железными гвоздями как будто бы приколачивает самых разных людей всех возрастов к стульям и столам. Разве не об этом акция Петра Павленского "Фиксация"? По моему мнению, об этом.

***

Также по новому может раскрыть данную тему курс по культурологии "Умные вещи", который читается в Универсариуме. Автор курса — Светлана Юрьевна Сидорова, преподаватель факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. В этом курсе очень подробно рассказано о роли дверей. Рассмотрен философский, литературный и культурологический подтекст. На мой взгляд, акцию художника Павленского (судьбу дверей) важно рассмотреть с точки зрения логики курса "Умные вещи".

Рейтинг публикации: +0 / −0

Комментарии (0)

Все комментарии  Сначала новые старые