Наверх ↑

Кипяток на спине учителя

Завершилися последний звонок. Выпускники школ уже другие, но учителя остаются теми же. Остается боль, а не радость за родную школу, горечь несвершившейся мечты, а не гордость за успехи. 

Своими впечатлениями делиться учитель средней школы республики Коми Любовь Попова. Она одна из немногих, кто думает, кто "болеет", кто высказывает свое мнение.

В каждой стране «восходящего солнца» экономического чуда,ставку всегда делали на образование нации. На этапы начального, среднего и высшего звена. Это – воистину бастионы страны: ее могущества, ее перспектив и надежд.
В России итоги мрачного «безвременья» господина Фурсенко сказались на всем российском пространстве:

1.В школах исчезло пространство творческого прорыва. Все уперлось в низкую зарплату учителя и его вынужденное сосуществование с системой «стимулирования симулянтов» из стимулирующего фонда, больший процент которого уходит на оплату «трудов праведных» аппарата школьной админ. Оставшиеся крохи, скажем 3% за проверку тетрадей – смешно и горько, но вызывают раскол в коллективах, где примитивных любителей «стеклянных бус» - куча.

2.Система оценивания – самая разнообразная, но в основном « пятибалльная». Вчера ко мне в присутствии подошла, завуч и прошипела на первом уроке: 
- Почему у мальчика «3»?А мальчик – сын завуча…И далее текст угроз о последствиях – если не исправлю итоговую, те., как она заявила - «испорчу аттестат».
Знаете, в 7 классе есть мальчик, который не умеет писать и читать. Но ему все ставят «3» и он не оставлен на второй год. Ни разу...
Про все это я грустно размышляла все три урока подряд, но когда началась праздничная линейка, я вдруг была ошарашена и…успокоена. 
Зам главы района…плохо читал приветственный текст. Попросту плохо читал!

3.В село уже не едут специалисты со всех городов и весей необъятного пространства РФ. Школы - не многонациональны или интернациональны – отсюда свои проблемы.Но суть плохого качества образования у "образованцев" в том, что большинство их получают заочное образование и остаются не «вышколенными» тесным общением с наукой,библиотекой,различными сообществами. Учитель, не удивляйтесь, говорит в Керчомье про себя: - Мы учителЯ! (ударение выделено большой буквой.Или..."Шпагетти",страна "Чукакола"("Чукоккола".К Чуковский).Завуч пишет в журнале замечание:"Мало накопляемость оценок".Комментарии тут излишни.

4.Бумаг, скажем по классному руководству,целая куча. Важно написать, что ты работал. Потом можно и не работать! Вот и пишут…,что работали. Ребенок, ученик вне поля зрения педагога. Важно отрапортовать о результатах и нередко фиктивных. Воспитательная часть деятельности школы теперь упразднена, но по-старинке, родители продолжают перекладывать свою долю ответственности на школу. Создалась уникальная ситуация: с одной стороны воинственные и ни за что не отвечающие родители и с другой стороны учитель – «фигляр».Подвижничество наказуемо. 
Ребенок – уникальное существо – умело маневрирует в этом противоречии интересами сторон и становиться…Никем, Никчемным или же малосоциализированным субъектом собственного «эго».

5.Программа.Помните, сколько часов мы пропускали «на картошке»в советской школе? Из 68 иногда давали 47!Но корректировали Программу и перекраивали те же часы. Теперь от Календарно-тематического планирования нельзя отойти ни на шаг! Почему я об этом говорю? Учитель математики говорит:
-Раньше, если ребенок не усвоил материал, нам говорили: пока не усвоил – дальше не идите (по Программе), те добивались Знания. А теперь? Все идем и идем по материалу. Ученик уравнения не усвоил, а мы уже интегралы рассматриваем….

6.Аттестация? Это смешно, господа! Аттестация стала простым способом расправы с «неугодными». Я сама три года назад испытала «все прелести» реакции РУО, когда выслали «десант» на мою голову, в то же время – некоторые учителя получили все без «смотрин уроков и комиссий»…
Все стало фикцией. Значит, кому-то это выгодно? Чтобы у учителя всегда на спине был кипяток. 

Рейтинг публикации: +8 / −0

Комментарии (38)

Все комментарии  Сначала новые старые
Я преподаю в МГОУ у тех, кто будет работать не учителями, но школьными психологами. Товарищи, можно много говорить о государстве, но ничего, что эти дамы (господ там всего двое на втором высшем-заочке, и к ним нет претензий) в открытую - ну нам труууудно, ну задайте помеееееньше, а давайте зачет - контрольную - где только один вопрос и письменно. И прочее. И главное делают тест (без угадайки, а с выбором "всех правильных вариантов" без указания числа оных, чтобы нельзя было угадать понатыкав крестиков) на полузачетную оценку. Но когда идут доп. вопросы то плавают. говоришь - ну тест вы списали же, ну вы это же вот написали, а устно то же самое ответить не можете - начинается жуткая агрессия.

И куда вот мы будем с таким двигаться? Когда у меня молодежь, первое высшее, гораздо более мотивированная, хотя им казалось бы раздолбайничать бы щас (по себе помню). И кстати тоже многие работают (так что отговорки - я работаю, мне некогда - не вариант - зачем шел на вторую вышку?)

И самое страшное, что на психфак к нам сюда вот идут в основном учителя, чтобы "перековаться". А преподаю я на "общие предметы" а самый что ни на есть профиль, без которого работать потом нельзя.
3 ответа
Уважаемый Кирилл, спасибо за ваш комментарий. Насколько я понимаю, разница в возрасте между обучающихся второму высшему образованию и "молодежи" большая. Это периоды когда одни формировались в период распада СССР, а другие в период кризиса. Идеология у обеих групп разная. Отсюда и отношение в учебе.
Я пробую экспериментировать. Во всем, в подаче предмета, в построении самого процесса, в реализации учебных планов и практических занятий. Прихожу к мысли, что наиболее приемлемой формой сегодня становиться "проектная деятельность".
21 октября 2012, 19:40 #
↑ Марковский Геннадий , Знаете, "инновационные" (кто бы разбирался в слове инновация, мда) формы хороши, когда базис студенты осваивают. То есть ок - я с очниками пробую - ребята, я не буду вам вести лекция - где вы кушаете с ложечки, и семинар - где отрыгиваете скушанное - теорию осваиваете сами - благо, 50 часов самостоятельной работы, а со мной будем заниматься практикумами (благо, кафедра консультирвоания) - это идет на ура.

С "возрастными" студентами (а контингет - это учителя, пришедшие получить корочку, чтобы работать психологом или чтобы не работать, а просто за корочкой) такое не идет, они просто не читают - не помогают даже директивные команды типа - у вас 70 часов самостоятельной работы по предмету - извольте отработать. Причем это же идет с такой явной чуть ли не бравадой - ен читаем и читать не будем. Бродский, говоривший про "грех нечтения" в гробу переворачивается, поди. И это учителя?
23 февраля 2014, 02:56 #
↑ Марковский Геннадий , после этого хочется сказать - "не смейте говорить про то, какая пошла "молодежь"". Не вам, конечно, а вот таким вот кадрам, коих перед глазами проходят десятки
23 февраля 2014, 02:56 #
За всей стеной этого плача мы не видим главного - причины убогости школы. А причина в том что такая какая она есть, она всех устраивает. Родители сдают детей на побывку и не особо заботятся о знаниях.

Если посмотреть в прошлое, очевидно, что реальной власти у школьных учителей никогда не было, только в СССР родители ощущали ответственность, а сейчас - нет.

Если родители не видят смысла гнобить ребёнка и делать из него умника (а в этом действительно нет смысла так как в институт он всё равно поступит), школа практически бессильна.
2 ответа
Уважаемый Владимир! Я согласен с вами, но что считать убогость школы?
31 июля 2012, 15:06 #
↑ Марковский Геннадий , Неспособность ни воспитывать, ни обучать.
1 августа 2012, 06:29 #
Согласен с каждым пунктом письма.
Но более четко эффект видно будет позже, лет через 10, когда он станет необратимым и потребуется не менять а ломать уже систему.
В отличии от, например, уничтожения малых школ, где этот эффект уже сейчас видно - у нас в регионе их хоть и не так много, но четко было видно, что сохранены школы были вопреки принципам, постулируемыми федеральным минобром.
В тех селах, где их закрыли практически полностью уничтожена социальная инфраструктура.
И это у нас, где населенных пунктах по пальцам пересчитать. А что творится например в алтайском крае, где сел не одна сотня, мне, честно говоря даже страшно подумать.
К тому же сейчас потихоньку выходят из строя эти автобусы...
1 ответ
Уважаемый Ярослав! Если рассуждать с точки зрения причинно-следственых связей, то можно говорить о приведении всей системы образования в нестабильное состояние, с последующим изменением всей системы.
31 мая 2012, 13:05 #
Жуткая проблема.
В педагоги идут те, кто никуда больше не может поступить.
В результате человек был троечников в школе, а потом возвращается туда учителем.
Учителям нужно платить много. Потому что экономические потери превышают экономию на их зарплате во много раз.
21 ответ
Уважаемый Александр!
Согласен в вами о зависимости кто поступает и кто выходит из педвузов. ВУЗ не несет ни какой ответсвтенности за своего выпускника. А это не правильно. Или я не прав?
31 мая 2012, 13:10 #
↑ Марковский Геннадий , ВУЗы счастливы уже тем что есть хоть какие студенты. Это все результат несбалансированной системы.
31 мая 2012, 18:18 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Что вы имеете в виду по термином несбалансированная система.
1 июня 2012, 08:38 #
↑ Марковский Геннадий , В плане России. Это то, что слабо ( а фактически его нет) гражданское общество.
При довольно сильной и в какой то степени негибкой властной структуре.
И задача состоит не в том, что эту власть расшатать, а в том, чтобы создать гражданское общество и создать баланс.
1 июня 2012, 09:19 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Вы затрагиваете очень важные темы. Насколько мы можем сегодня говорить об обществе и его влиянии на органы власти. Анализ таких тем показывает, что подход к данным вопросам очень широкий и не всегда есть понимание. Это приводит к тому, что стороны вместо сближения начинают удаляться друг от друга.
1. Говорить о слабости или силе гражданского общества (ГО) я думаю некорректно. В силу самого определения гражданского общества и отсутствия объекта сравнения (все познается в сравнении).
2. Баланс между властью (ВЛ) и гражданским обществом вообще понятие неопределенное, поскольку нет равенства между этими понятиями (ГО и ВЛ).
2 июня 2012, 10:33 #
↑ Марковский Геннадий , 1. Почему не с чем сравнивать? Мы же не одни на планете. ГО есть в других странах.
2. Баланс, он всегда неустойчив и достигаются тем что срабатывают обратные связи.
Т.е. не нужно ждать равенства, которое и измерить то невозможно.
2 июня 2012, 14:21 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Вы пишите - И задача состоит не в том, что эту власть расшатать, а в том, чтобы создать гражданское общество и создать баланс.
Вопрос - баланс между кем или чем?
2 июня 2012, 18:34 #
↑ Марковский Геннадий , Баланс это равновесное состояние системы, в котором различные силы находятся в равновесии и система не переходит в состояние, когда под воздействием какой либо системы возникают разрушительные явления.
2 июня 2012, 19:59 #
↑ Гаськов Александр , По определению баланса у меня вопросов нет. Как вы собираетесь вносить баланс между двумя совершенно разными понятиями - гражданское общество и власть?
3 июня 2012, 10:08 #
↑ Марковский Геннадий , Ну если первое понятно, то второе я думаю будет еще проще. Граждане должны объединятся в организации по своим интересам, и выдвигать своих представителей в органы власти. Ну конечно кроме этого самим участвовать в решение этих проблем. То, что невозможно одному человеку группа сделает
3 июня 2012, 13:20 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Спасибо за ответ. Я ждал его и думаю, что здесь есть ошибочное мнение. Для того чтобы, как вы пишите - Граждане должны объединятся в организации по своим интересам, и выдвигать своих представителей в органы власти - надо чтобы государство не на словах, а на деле передало часть своих функций гражданским институтам. А оно этого делать не собирается. Объединение граждан происходит не по приказу сверху, а при выполнении некоторых условий для самоорганизации.
3 июня 2012, 17:56 #
↑ Марковский Геннадий , Для того чтобы государство передало часто своих функций ( с этим я согласен, я же написал что люди должны своими силами что-то делать) кому то, это что-то должно быть в наличие. Поэтому нельзя упрекать государство в том что оно сейчас это не делает. А само оно не может сделать именно по тому что люди должны самоорганизовываться. Так что я не понял где Вы нашли в моих рассуждениях ошибку.
4 июня 2012, 05:13 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Власть и гражданское общество это два разных понятия. Напрямую никак не связанные, только опосредованно через функции управления.
4 июня 2012, 11:55 #
↑ Марковский Геннадий , А я что утверждаю обратное?
4 июня 2012, 11:57 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр!
Я включился в дискуссию по одной причине. Если я вас правильно понял, вы хотите внести баланс между властью и гражданским обществом. В ходе наших обсуждений, мы пришли к выводу, что это сделать невозможно по объективным причинам.
4 июня 2012, 16:59 #
↑ Марковский Геннадий , Странные у Вас выводы. Еще раз повторите свои аргументы почему сделать это невозможно.
Я то как раз наоборот думаю, что не только возможно но и нужно.
Здесь даже Америки открывать не нужно. Сама система выборов есть обратная связь которая должна обеспечивать баланс. Согласен что работает это в России плохо, но это не значит что так будет всегда
4 июня 2012, 17:36 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Власть - это философская категория, определяющая способность и возможность влияния объекта на субъект. Гражданское общество - это экономическая категория включающая совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур.
Я все же думаю, что вы хотите говорить не о власти как таковой, а о функциях власти или категориях (политической, экономической, социальной и т.д.). Тогда ваше высказывание становиться понятным и принимается.
4 июня 2012, 17:48 #
↑ Марковский Геннадий , Ну хорошо. Все остались довольными :)
4 июня 2012, 18:25 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Спасибо за дискуссию. Редко сегодня встретишь оппонента способного к сотрудничеству, а не к соперничеству. С уважением
4 июня 2012, 18:35 #
↑ Марковский Геннадий , Мне тоже было приятно с Вами пообщаться
Если зарегистрированы в facebook то приглашаю в группу, где мы рассматриваем сейчас концепцию национальных отношений.
www.facebook.com
4 июня 2012, 19:23 #
↑ Гаськов Александр , Уважаемый Александр! Вы так же можете принять участие и найти много интересного в общении на сайте - rzs.evdokimov.info/ Кстати подобные темы там обсуждаются людьми с различными политическими и социальными взглядами.
4 июня 2012, 19:48 #
Я ушла из школы в 2005 году_ за 7 лет стало только хуже. Система, когда окончательную зарплату с надбавками и коэффициентами формирует администрация школы ( а точнее директор) еще боле унизительна,чем предыдущая с аттестацией в РАЙОНО! Предложение: вернуться к начислению зарплаты по стажу + надбавки за заслуги (звания,ордена)
4 ответа
Я Вас понимаю, но такова жизнь: в частных предприятиях та же история. Такова уж судьба наёмного трудящегося, унижения со стороны работодателя неизбежны.
27 мая 2012, 18:40 #
Уважаемая Мария! Вы считаете, что если учителям прибавить к зарплате, то ситуацию можно поменять?
31 мая 2012, 13:08 #
↑ Марковский Геннадий , Не считаю! Прибавка к заплате необходимо, чтобы учитель мог спокойно работать, не думая о голодной семье! А чтобы ситуация в школах наладилась надо начинать с семьи! Я думаю должна должна возрасти роль социальных педагогов и у них должно быть больше прав по отношению к родителям плохо выполняющим свои обязанности.Это одно а второе- конечно образование и самообразование учителя, причем не из под палки ради аттестации, а добровольно по призванию.К сожалению, это крайне трудно достижимо!(((
1 июня 2012, 09:51 #
↑ Каторгина Мария , Уважаемая Мария! Соглашусь с вашим тезисом о призвании. Я думаю, что это главное, что необходимо учитывать при подготовке учителей. Есть в математике такие понятия как необходимое и достаточное условие. Заработная плата это необходимое, но не достаточное условие.
2 июня 2012, 10:24 #
Комментарий удален.
Публикация конечно хорошая, только хотелось бы услышать чего сделать, чтобы всё поправить.
1 ответ
Уважаемый Владимир! Чтобы исправить надо изменить. Все просто.
31 мая 2012, 13:07 #