Выяснилось, почему в России бензин дороже, чем в США

В международном рейтинге сравнительной стоимости бензина в разных странах, российское топливо (АИ-95) в этом году стоит дороже своего американского аналога – при пересчете цены по курсу в долларах. На первый взгляд, это выглядит парадоксально, учитывая тот факт, что в России нефти добывается никак не меньше, чем в США и принимая во внимание разницу в средних доходах американцев и наших соотечественников. Но у этого факта есть объяснение, которым с «МК» поделились эксперты.

Выяснилось, почему в России бензин дороже, чем в США

Хотя Россия входит в тройку лидеров мировой нефтедобычи, стоимость бензина в нашей стране зачастую гораздо выше, чем у других крупных производителей «черного золота». Причем топливо на отечественных заправках продолжает заметно дорожать. По итогам прошлого года темпы роста тарифов на АЗС вплотную приблизились к двухзначной отметке и даже обогнали средний по стране уровень инфляции. А за один лишь январь 2022-го расценки на бензин успели прибавить около 1%, а дизельное топливо стало дороже почти на 2%. Если такая динамика продолжится, то к концу текущего года российским автолюбителям для наполнения бака своего «железного коня» придется выкладывать на 10-12% больше денег, нежели в прошедшие новогодние праздники. Тем, кто пользуется дизелем, вообще придется несладко — топливо для их транспортных средств рискует прибавить в цене более 20%.

По словам старшего аналитика Esperio Антона Быкова, с одной стороны существуют фундаментальные причины повышения стоимости горючего. Сырая нефть на мировых торговых площадках в прошлом году подорожала примерно на 40%. Также значительно повысились затраты на услуги логистики и транспортировки, которые привели к чувствительному приросту себестоимости всех видов продуктов переработки «черного золота». В этом году нефтяные котировки также растут — с начала января баррель стал дороже примерно на 20%.

Вместе с тем, главной причиной дорогого бензина в России, по мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, остаются чересчур высокие налоги, в значительной степени влияющие на конечные цены. Фискальная составляющая в стоимости розничного моторного топлива в нашей стране занимает примерно 70% — это акцизы и другие выплаты, которые приходится производить сырьевым компаниям. Более того, налоги не ограничены сборами непосредственно за торговлю бензином — нефтяники платят также НДПИ, НДД и делают другие взносы в бюджет, что повышает конечную стоимость топлива.

Дополнительным фактором разгона розничных цен на бензин являются миллиардные инвестиции на разведку, бурение и строительство инфраструктуры в труднодоступных районах Восточной Сибири и Крайнего Севера. Только доставка установок и других технологических конструкций, необходимых для освоения месторождений и дальнейшей промышленной эксплуатации скважин, может занимать до половины от инвестиций каждого проекта.

Между тем в США суммарная налоговая нагрузка занимает в стоимости бензина не более 20%. Стоит отметить, что отношение к топливному рынку в Штатах гораздо более мягкое, чем в нашей стране: он там отнюдь не является «кормильцем» всей экономики. Причем американцам приходится закупать существенные объемы горючего за рубежом. Несмотря на то, что США также является одним из крупнейших в мире нефтедобытчиков, в настоящее время собственные производственные мощности страны способны удовлетворять всего лишь половину потребностей страны в топливе. Вашингтон поставил перед собой цель увеличить этот показатель до 65-70%. Даже в период пандемии добывающие холдинги Америки получали от государства масштабные транши на развитие. В свою очередь, освоение месторождений, особенно расположенных на сланцевых пластах, обходится американским разработчикам значительно дешевле, чем российским добывающим компаниям. Все перечисленные обстоятельства позволяют заметно ослабить давление на розничный сегмент топливного рынка США. Отсюда и получается тот самый выигрыш в цене литра бензина, который фиксируют международные рейтинги.

«Даже невзирая на более сложные производственные условия, российский рынок горючего продолжает оставаться в более сильной зависимости от фискальной нагрузки. Налоги государство снижать не намерено и не собирается снижать цены на бензин, а только пытается удержать стоимость топлива в рамках инфляции, что, как показывает практика, не всегда удается, — отмечает Пикин. — Однако нельзя забывать, что рост транспортных издержек – в том числе из-за дорожающего топлива — становится дополнительной причиной разгона всех потребительских цен».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: