Экономисты оценили последствия закрытия Белоруссией железнодорожного транзита с Литвой

Белоруссия и Литва обменялись санкциями. Литва запретила транзит белорусских товаров через свои порты, а белорусская сторона – ограничила железнодорожный транзит для группы товаров из Вильнюса. «МК» разбирался, повлияют ли белорусские санкции на Россию, которая использовала этот транспортный коридор для доставки грузов в Калининград.

Экономисты оценили последствия закрытия Белоруссией железнодорожного транзита с Литвой

   Ранее Литва ввела ограничения на использование компанией «Беларуськалий» Клайпедского порта для экспорта калия. А затем объявила, что заключенное в 2018 году соглашение между «Литовскими железными дорогами» и белорусской компанией противоречит национальной безопасности страны и объявила о расторжении договора. Это значит, что Вильнюс больше не принимает поезда, которые транспортировали белорусский калий в порт Клайпеды для отгрузки. 

   Белорусские власти неоднократно пытались договориться с Литвой, но от диалога там отказались. Минск даже грозил, что перенаправит собственные грузы в российский порт Усть-Луга, но стоимость такой перевалки выходила гораздо выше и совершенно бы себя не оправдала. В итоге, было принято решение ответить на действия Вильнюса зеркально – запретить на своей территории перевозку товаров, следующих из Литвы железнодорожным транспортом. Прежде всего это затронет нефтепродукты, химические и минеральные удобрения, загруженные на станциях «Литовских железных дорог». Решение вступит в силу 7 февраля.

   «Через литовский порт шла львиная доля калийных удобрений, который являются золотой жилой белорусской экономики. В данном случае Литве обойти Беларусь гораздо легче, чем белорусам найти обходные пути по калийным удобрениям. Во-первых, нужно учитывать расстояние между Беларусью и портом Клайпеда. Во-вторых, логистическая инфраструктура — и портовая, и железнодорожная давно была обкатана. Искать альтернативные пути тут будет достаточно проблематично», — отмечает белорусский экономист Ярослав Романчук.

Среди возможных транзитных путей – доставлять грузы через Россию.

       Экономист Андрей Суздальцев считает, что таким способом Минск пытается ввязать в санкционную войну  с Западом и Москву. Отрезав путь в Литву, Белоруссия ставит под удар Калининград, поскольку именно этот путь использовался для доставки грузов в регион. «Белоруссия ввела ограничения только для нефтепродуктов и еще пары товаров, которые курсируют между Литвой и Украиной. Киев традиционно покупает литовские нефтепродукты и везет их к себе транзитом через Белоруссию. Эта поставка существенная, но не критичная, поскольку 60% она закупает у белорусских НПЗ, которые перерабатывают российскую нефть. Но есть другая проблема – все эти перекрытия в итоге ударят по Калининграду, куда Россия направляет большое объем энергоносителей», — считает Суздальцев.

   Чтобы доставить грузы в западный регион, российские власти должны будут задействовать порты, прежде всего в Санкт-Петербурге, что существенно увеличит нагрузку на него. Таким образом, по словам эксперта, наказывая Литву, белорусы наказывают и Россию.

Опубликовано:4 Февраль

Похожие записи