Герои трудных дней: из кризиса экономику России выводят предприниматели

Более 80% владельцев компаний в России адаптировались к работе в условиях санкций или намерены это сделать. Лишь 3% хотят закрыть свое дело. Таковы результаты исследования настроений бизнесменов, обнародованные 2 августа уполномоченным при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.

Герои трудных дней: из кризиса экономику России выводят предприниматели

Цифры говорят, что на первом этапе большинство бизнесменов определилось со стратегией: бороться и продолжать выживать. Так было и в ковидный год. Несмотря на кризис, экономическое развитие страны продолжается, однако для того чтобы не только сохранялись старые, но и открывались новые предприятия, максимальное содействие бизнесу должны оказать власти. Как сегодня выглядит идеальное государственно-частное партнерство (ГЧП), «МК» рассказали эксперты Института экономики роста им. П.А. Столыпина.

Экономический спад в нашей стране будет более растянутым во времени, но скорее всего менее глубоким, заявил Банк России 22 июля. Эти ожидания стали одной из главных причин снижения ключевой ставки в тот день сразу на 1,5% – до 8%. В этот период российскому бизнесу не обойтись без помощи государства. Оно может выступить как гарант новых вложений в условиях повышенного риска. Основных контуров сотрудничества в рамках ГЧП два: первый касается внутренней политики, второй – внешней. К первой относится предоставление финансирования, возможность участия бизнеса в инфраструктурных проектах, снижение налогов и административных барьеров. ГЧП в области внешней политики связано с регулированием внешнеэкономической деятельности (ВЭД), организацией международного сотрудничества со странами-партнерами России и обеспечением санкционной устойчивости.

Внутренняя сила

Как рассказал директор Института экономики роста им. Столыпина Антон Свириденко, в России достаточно широкая практика проектов ГЧП, связанная с инфраструктурными проектами: порты, аэропорты, автомобильные дороги и т.д. «Пока как раз в этих проектах меньше всего ушедших иностранных компаний», – отметил эксперт. В настоящий момент ГЧП приобретает еще большую роль. Необходимость крупных инвестиций для перестройки бизнесов и высокие риски стимулируют появление государства как определенного гаранта новых вложений. И круг проектов может быть существенно расширен – от инфраструктурных до производственных – в наиболее приоритетных или пострадавших от санкционного давления отраслях.

Следует изменить и статус участия государства. «Если обычно в инфраструктурных проектах государство дает объекты в концессию, то сейчас частному бизнесу больше всего нужно софинансирование, в том числе вхождение в капитал специальных проектных компаний», – говорит Свириденко. Данная система должна быть способной генерировать новые решения в ответ на вводимые внешние ограничения и оперативно координировать работу всех заинтересованных участников. «Когда мы говорим об инвестировании государства в бизнес, то это, в первую очередь, инфраструктурные проекты, – продолжает тему депутат от «Партии роста» в казанской Гордуме, бизнес-омбудсмен Татарстана, генеральный директор швейного производства «Толстойвеар» Михаил Кузнецов. – У бизнеса нет времени ждать строительства завода 2–3 года, он готов начать сегодня. Сейчас необходима площадка, подключенная к газу, к электроэнергии определенного уровня безопасности, без обрывов, с канализацией, железнодорожной веткой, коробками заводов, то есть готовыми цехами и даже с колледжем подготовки кадров». Инвестору останется только зайти на площадку с деньгами и технологиями и сразу же начать работать, указал эксперт.

Мегарегулятор в помощь

Однако только поддержкой «на местах» партнерство бизнеса и государства ограничиваться не должно. В современных условиях очень важно стратегическое содействие экспорту. Необходимо сформировать новую систему организации торговых связей под руководством специально созданного мегарегулятора внешнеэкономической деятельности. «Ядром этой системы должно быть создание в структуре правительства специализированного Министерства внешнеэкономических связей и противодействия внешним ограничениям, которое будет являться мегарегулятором ВЭД, и в том числе «мозговым» и координационным центром в рамках работы по формированию ответа на возникающие перед Россией вызовы в этой сфере», – считает Свириденко. Новое ведомство будет проводить единую государственную политику, осуществлять координацию и регулирование ВЭД, мониторинг вводимых против России ограничительных мер со стороны недружественных стран, разработку и реализацию мер по снижению их негативного влияния, в том числе по вопросам развития экспорта продукции отечественного производства, создания расчетных центров и необходимой транспортно-логистической инфраструктуры.

В новых условиях для российского бизнеса будет ощутимой помощью со стороны государства возможность предоставления софинансирования крупных проектов компаний-экспортеров по созданию и организации производств полного цикла на территории ключевых стран-потребителей российской продукции. Мегарегулятор ВЭД сможет выступать гарантом таких соглашений, возможно, даже частичным их участником в рамках предоставления юридического обеспечения и финансовых ресурсов. Рабочая модель уже существует. «Софинансирование крупных проектов экспортеров могло бы осуществляться по следующей схеме: для участия в проекте создается специальная проектная компания, в которую государство через институты развития входит капиталом на 50%, – говорит Свириденко. – Данная проектная компания эмитирует специальные выпуски облигаций, которые выкупаются банками на специальные линии рефинансирования Центробанка, при этом желательно включать такие облигации в ломбардный список.

Государство выходит из проекта после того, как достигнуты его целевые показатели». Этот принцип нужен только для отдельных особо важных экспортных проектов, потому как повсеместное участие государства, конечно, не нужно. Его участие в данном варианте – это, прежде всего, гарантия того, что проект будет поддержан в случае каких-либо рисков. Кроме того, для экспортеров перспективной продукции государство может финансировать расходы на НИОКР и на подготовку производства к выпуску новой продукции, подчеркнул директор Института Столыпина.

Высокое посольство

Отдельно следует отметить, что все перечисленное невозможно без обеспечения дипломатической поддержки и предоставления гарантий международного сотрудничества.

При участи МИД РФ необходимо заключить договоры как минимум с 15 странами-партнерами о зонах свободной торговли – с Турцией, Египтом, Ираном и другими дружественными России государствами. «Нужно несколько типов соглашений», – полагает Антон Свириденко. Во-первых, для реализации совместных проектов создания специальных зон по типу бондовых, где деятельность будет осуществляться без таможенных пошлин, а производимая там продукция будет иметь свободное хождение на рынках стран-партнеров. Во-вторых, необходимы соглашения о снижении тарифных барьеров торговли. «Недавно президент России был в Иране и инициировал такое соглашение с этим государством, – напоминает директор Института Столыпина. – Эти соглашения предусматривают преференциальный режим ввоза для определенного перечня товаров. Мы снижаем свои пошлины на товары стран-партнеров, где им это выгодно, а они снижают свои пошлины на наши товары».

Все перечисленные шаги станут выходом государственно-частного партнерства на новый, ранее недостижимый уровень и позволят обеспечить санкционную устойчивость, а также экономический рост России. Более подробный набор необходимых мер детально отражен в последних работах Института Столыпина – «Рост для всех» и «Большая перезагрузка», являющихся частью более глобальной программы «НЭП 2.0». «ГЧП – это то, на чем в значительной мере выросла экономика СССР в период НЭПа и до Великой Отечественной, а в наше время поднялась экономика Китая, – напомнил председатель мурманского регионального отделения «Партии роста», владелец компании «Капитал» Николай Пальченко. – При этом в обоих случаях частными партнерами были иностранцы. И сегодня экономике России было бы гораздо легче привлекать инвестиции извне именно по линии ГЧП с иностранцами». Набор указанных мер достаточен для существенного увеличения роста отечественной экономики, но он также минимально необходим, чтобы рост вообще был, подчеркнул эксперт.

Авторы:

Россия

Поделиться

Сюжет:

НЭП 2.0: пять шагов к росту

  • Hi-Tech и Россия: сложным отношениям кризис не помеха

  • Не нефтью единой: что ждет российский экспорт

  • Как развивается экспорт в условиях санкций: в одночасье наладить поставки на новые рынки невозможно

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: