Госдума решила изменить размер пособия по безработице

В Госдуму внесен и может быть принят в эту сессию проект нового закона о занятости. Размер пособий по безработице предлагается определять по-новому: максимальный приравнять к МРОТ, а минимальный — к 30% МРОТ. Право на максимальные выплаты получат и индивидуальные предприниматели, и самозанятые. А вставать на учет в службе занятости можно будет не только по месту жительства, но и по месту пребывания.

Госдума решила изменить размер пособия по безработице

Объемный законопроект (171 страница) должен заменить принятый ещё в 1991 году и многократно с тех пор переписанный действующий закон «О занятости населения в РФ». В пояснительной записке к инициативе авторы, группа депутатов и сенаторов во главе со спикерами обеих палат парламента Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко, определили её главные цели так: «отражение изменившихся реалий» и «введение эффективных инструментов, необходимых для решения государственных задач» в сфере борьбы с безработицей и регулирования рынка труда.

Ситуация на рынке труда в России сейчас не выглядит угрожающей — особенно после случившегося осенью сокращения числа рабочих рук после частичной мобилизации и вызванного ей массового отъезда мужчин за рубеж. Последние данные Росстата (за ноябрь 2022 года) говорят об историческом минимуме по количеству безработных, посчитанных по методике Международной организации труда: россиян, готовых трудиться и не имеющих заработка — 3,7% от общего числа трудоспособных, 2 млн. 745 тысяч человек. «Спокойной» называл ситуацию с безработицей министр труда и соцзащиты Антон Котяков в конце прошлого года. А на днях на заседании межведомственной рабочей группы по мониторингу ситуации на рынке труда вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что численность зарегистрированных безработных на текущий момент составляет 561,1 тыс. человек – на 121,7 тыс. меньше, чем в начале марта 2022 года. Но, как сказал «МК» один из авторов и разработчиков внесенного в Госдуму законопроекта, замруководителя фракции «ЕР» Андрей Исаев, «вызовы и напряженное состояние экономики сохраняются, у нас целый ряд отраслей, в том числе автомобилестроение, столкнулись с проблемами», в том числе из-за введённых после начала военной спецоперации санкций. Правда, в некоторой степени сокращение или закрытие производства в одних отраслях экономики компенсируется расширением в других областях — например, в Удмуртии, которую депутат представляет в парламенте, «возникли проблемы в ИжАвтоВаза, но зато возник кадровый голод у целого ряда оборонных предприятий», что привело к перетоку работников…

Разница между числом зарегистрированных на бирже труда и посчитанных по методике МОТ понятна: далеко не все безработные обращаются в службу занятости, предпочитая искать работу самостоятельно — в том числе и потому, что размер пособий по безработице и порядок их выплаты к регистрации не стимулируют.

Посмотрим, что и в каком направлении здесь изменится после того, как законопроект станет законом.

Сейчас обращаться в службу занятости потерявший работу или вдруг пожелавший потрудиться ранее нигде не работавший гражданин может лишь по месту жительства, то есть по месту постоянной регистрации — а будет можно подавать заявление и по месту временной регистрации, то есть по месту пребывания. В пояснительной записке поясняется, что такое стало реальным после появления единой цифровой платформы «Работа в России» — она позволяет избежать постановки на учет сразу в двух регионах и контролировать движение рабочей силы по всей стране. Каждому обратившемуся обещают составить «индивидуальный план» решения его проблемы.

Одной из главных новаций является изменение способа определения размера пособия по безработице. Сейчас по общим правилам оно выплачивается в течение шести месяцев в течение года, если гражданин трудился по договору до увольнения не менее 26 недель, не был виновен в увольнении, и «отдыхал» после него не более года. Причем первые три месяца заплатят максимум по 12 792 рубля, вторые три месяца — по 5 тысяч рублей. Почему 12 792 рубля? Такой размер максимального размера пособия установило правительство на 2023 год своим постановлением, оставив его без изменения по сравнению с 2022 годом.

Во всех остальных случаях гражданин может рассчитывать лишь на минимальное пособие — это касается и выпускников школ или вузов, и индивидуальных предпринимателей, и самозанятых. Минимальное пособие тем же постановлением на 2023 год правительство установило в размере 1500 рублей в месяц.

Кстати, 12 792 рубля в месяц — это меньше минимального размера труда, который на 2023 год установлен законом в размере 16 242 рубля в месяц, и меньше прожиточного минимума трудоспособного россиянина в 15 669 рублей в месяц.

Что же предлагается взамен?

Пособие по безработице тем, кто трудился в течение 26 недель до увольнения, станут выплачивать в размере среднего заработка по последнему месту работы или службы, но… опять же не больше максимального размера. Зато максимальный и минимальный размер пособий теперь будет утверждаться не постановлением правительства. В пояснительной записке к законопроекту совершенно справедливо замечается, что вообще-то и Конституцией, и Трудовым кодексом установлено, что «вознаграждение за труд не может быть ниже установленного законом минимального размера оплаты труда», а для «достойного существования человеку (его семье) необходимо обеспечивать заработную плату не ниже МРОТ». И вот «с учетом изложенного, а также того, что пособие по безработице является временным источником средств к существованию гражданина взамен утраченного заработка, размер пособия по безработице предлагается рассчитывать исходя из минимального размера оплаты труда».

Можно, конечно, поспорить, обеспечивает ли зарплата в нынешние 16 242 рубля в месяц, скажем, «достойное существование» работнику и тем более его семье. Но новый принцип безусловно приведет к некоторому увеличению размера пособий по безработице. 

В первые три месяца выплаты гражданам, имеющим право на максимальное пособие, должны будут быть равны МРОТ на данный конкретный год. Вторые три месяца — половине МРОТ на данный конкретный год. А минимальное пособие составит 30% МРОТ.

Мы не знаем, каким будет МРОТ в момент вступления новых правил в силу, но если бы они действовали сейчас, то максимальное пособие равнялось бы 16 242 рублям в месяц, а минимальное — 4872 рублям в месяц…

Между прочим, по закрепленным в принятом прошлой осенью законе правилам, с 2023 года МРОТ на каждый следующий год должен на 3% превышать прожиточный минимум трудоспособного населения.

Ещё одно нововведение — расширение категорий безработных, имеющих право на максимальное пособие. По нынешним правилам индивидуальные предприниматели и самозанятые могут рассчитывать только на минимальное пособие. Законопроект же предлагает ИП, на момент потери работы не имевшим долгов по налогам и пеням, платить пособие в размере средней величины налоговых отчислений, но не выше максимального размера пособия, то есть МРОТ. А самозанятые, которые отвечают общим требованиям (не менее 26 недель работы до её потери), смогут получать пособия исходя из среднего дохода за последний год, и тоже не выше МРОТ.

Почему только МРОТ, который не компенсирует потерянный заработок значительному числу потерявших работу россиян? По словам г-на Исаева, другой подход к определению размера выплат по безработице был бы возможен, если бы было принято решение о возврате к страхованию занятости, которое существовало в России до 2001 года. Тогда, напомним, работодатель отчислял в специальный фонд по 2 процента от фонда оплаты труда работников, и безработный получал пособие в размере процентов от заработка (первые три месяца — 75%), но потом фонд ликвидировали, а пособия стали финансировать из бюджета. Несколько лет назад с инициативой вернуться к страхованию безработицы выступал и Минтруда, этот вариант обсуждался и в последние два года, но в итоге всё осталось как есть: «на страхование в первую очередь не согласны работодатели, хотя если бы было страхование, можно было бы платить более высокое пособие исходя из зарплаты, а при нынешних условиях не совсем справедливо было бы платить неработающему больше, чем мы платим части работающих в качестве зарплаты»,- объяснил г-н Исаев.

В качестве дополнительных мер поддержки безработных им решено позволить короткие подработки во время пребывания на учете при сохранении пособий — пока подобное запрещено.

Вступление в силу нового закона планируется на 1 января 2024 года, при этом прекратят действовать и «старый» закон о занятости, и ещё 63 федеральных закона полностью или частично. А чтобы всё прописанное в нём заработало, понадобится разработать и принять 14 постановлений правительства, 17 приказов Минтруда и один приказ Роструда. И ещё несколько других законов — например, о платформенной занятости, которая во внесенном в Госдуму тексте пока только упоминается и кратко определяется. Платформы — это онлайн площадки, которые не нанимают работников, но сами оказывают им услугу, предоставляя возможность удобного поиска занятости, клиентов, заказчиков. Понадобится и отдельный закон о самозанятости. Так как законопроект о занятости «социально значимый», сказал г-н Исаев, в Госдуме «гнать никто не собирается», и контрольный срок принятия документа в окончательном виде — конец весенней сессии, то есть июль. 

Первое чтение может состояться в феврале.

Сейчас текст проекта направлен для обсуждения в трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители правительства, профсоюзов и объединений работодателей. Президент общероссийского объединения профсоюзов «Конфедерация Труда России» Борис Кравченко в разговоре с «МК» сообщил, что законопроект уже прочитал, но так как в нем множество отсылок к другим ещё не внесенным законам и ещё не разработанным подзаконным актам, «хорошо бы всё принимать в комплексе», чтобы иметь четкое представление, что в итоге получится. Что касается нового способа расчета размера пособия исходя из МРОТ — он выглядит «лучше, чем нынешний», считает г-н Кравченко, но «претензии профсоюзов к расчету самого МРОТ», по его словам, остаются.

Опубликовано:14 Январь

Похожие записи