Россия рискует остаться без терминалов для оплаты картами в торговых точках

С 1 марта с отечественного платежного рынка может уйти компания-производитель терминалов для приема карт к оплате Ingenico. Ее штаб-квартира находится во Франции. В России компания проработала 16 лет и стала основным партнером двух крупнейших госбанков и еще одной кредитной организации, связанной с военно-промышленным комплексом. На долю Ingenico приходится половина всех терминалов для оплаты картами в нашей стране. Что будет с платежным рынком после ухода такого крупного производителя и как это может отразиться на финансовой жизни россиян, «МК» рассказали эксперты.

Россия рискует остаться без терминалов для оплаты картами в торговых точках

Терминал для оплаты или POS-терминал (от англ. «point of sale» — точка продажи) — это техническое устройство, предназначенное для приема платежей с помощью банковских карт. Все россияне как минимум видели (а скорее всего, использовали) такие терминалы, как правило, похожие на небольшие черные коробочки с крупными цифрами — в магазинах, ресторанах, билетных кассах: в общем, везде, где можно производить оплату с помощью банковских карт. Стоимость одного такого аппарата колеблется от $150 до $200. По данным Банка России, на конец третьего квартала 2022 года в России было установлено около 4 млн POS-терминалов. По данным INPAS, доля Ingenico в России составляет около 50%, то есть порядка 2 млн штук. Любопытно, что официально о планах уйти из России Ingenico не объявляла, но, по данным источников РБК, компания уже несколько месяцев пытается найти способ покинуть нашу страну так, чтобы вред для платежного рынка оказался минимальным. При этом контракты с сотрудниками в России у нее действуют только до 15 февраля, что также косвенно подтверждает намерения руководства. После ухода могут возникнуть трудности с запчастями и программным обеспечением (ПО), которое французская компания для России разрабатывала самостоятельно.

Мнения экспертов о последствиях ухода компании-лидера для платежной деятельности россиян, разделились. Одни утверждают, что банки легко найдут замену, а у граждан давно есть альтернативы по оплате в торговых точках, к примеру, с помощью QR-кодов, так что никто ничего и не заметит. Другие указывают, что самое худшее, с чем могут столкнуться граждане при уходе такого крупного игрока с платежного рынка — это с удорожанием транзакционных услуг. Как указал аналитик TeleTrade Алексей Федоров, в случае полного ухода Ingenico, в стране потребуется замена около 2 млн. устройств. В этом случае общая стоимость замены устройств может оказаться приблизительно $400 млн. (25-30 млрд рублей). Это достаточно много, особенно если придется делать подобные шаги в сжатом по времени формате. Поэтому в самом пессимистичном сценарии — быстрого выхода Ingenico из России — большая часть этой суммы расходов естественно будет перекладываться на конечных пользователей, поэтому стоимость транзакций может стать дороже, по крайне мере, на переходный период, подчеркнул эксперт.

Вопросы возникают и в связи с созданием и обслуживанием ПО для терминалов. «Возможно, самый крупный госбанк будет распространять софт на все терминалы в РФ как платежный стандарт и услуги могут временно подорожать, хотя если использовать QR-коды или «оплату переводами» то ничего не поменяется», — отметил доцент кафедры информатики РЭУ им. Г. В. Плеханова Александр Тимофеев.

Другой ряд экспертов утверждает, что французская компания только делает себе хуже, а россияне даже не почувствуют изменений, потому что за освободившуюся долю рынка начнется острая борьба у ее конкурентов. «Россия — вполне привлекательный рынок сбыта, в том числе и для производителей электронных терминалов, — говорит начальник аналитического управления «БКФ-Банка» Максим Осадчий. —  Свято место пусто не бывает: уходят французы – приходят китайцы, усиливаются позиции их компании PAX. Интересно, что pos-терминалы американской компании Verifone можно все также без проблем купить, использовать и обслуживать в России». 

Некоторые аналитики предупреждают, что если компания уйдет, возникнут проблемы с техническим обслуживанием терминалов и поддержкой ПО. Но Осадчий в этом сомневается. Российские сервисные компании справляются с техническим обслуживанием банкоматов ушедших из нашей страны производителей, справятся и с обслуживанием терминалов, да и параллельный импорт никто не отменял, подчеркнул эксперт.

«Ну решила «недружественная» компания уйти с рынка, и что? — продолжает разговор глава InDeFi Smart Bank Сергей Менделеев. — Во-первых, пока еще не решила, а только «рассматривает возможность». Во-вторых, не уйти, а подарить свою долю рынка своим прямым конкурентам, которые моментально ее займут. В-третьих, мы уже наблюдали несколько таких «уходов», когда абсолютно такая же продукция на следующий день появлялась под немного иным брендом, и потребители довольны, и формальный политес соблюден». И главное, что ЦБ РФ, очевидно, давно был готов к похожему развитию событий:оплата по QR -кодам уже стала обыденностью. Ведь терминал — это лишь удобный посредник между клиентом с картой и банком и его легко заменить, уверен Менделеев.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: