Покупка одежды стала основной статьей потребительской экономи в третьем квартале 2022 года. Далее в этом перечне товаров и услуг повседневного спроса идут развлечения вне дома и питание в общепите. Однако эксперты не уверены в том, что россияне рационально подходят к проблемам экономии в кризисные времена.
Речь идет об исследовании ключевых трендов покупательского поведения «Индекс потребительского оптимизма», которое NielsenIQ проводит ежеквартально. Онлайн-опрос охватывает около тысячи респондентов в возрасте от 18 до 65 лет, проживающих в городах с населением более 1 млн человек. На сей раз был затронут период с июля по сентябрь текущего года. Итак, 71% респондентов предпочитали избегать лишних трат на одежду, 66% экономили на развлечениях вне дома, а 65% реже посещали заведения общепита. Об экономии на потреблении алкоголя сообщили 36% опрошенных – это десятый показатель в списке.
«Во время кризисов, когда реальные располагаемые доходы падают, люди начинают экономить на том, без чего могут обойтись в повседневной жизни, — рассуждает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. – От таких базовых вещей, как тепло, вода, электричество мы не откажемся даже при росте тарифов, хотя попытаемся уменьшить потребление. Далее в этом ряду приоритетов идут продукты питания, лекарства и товары первой необходимости. Их потребление сложно снизить, но можно найти более дешевые ценовые предложения».
Что касается алкоголя, в стрессовой обстановке он всегда выполнял роль доступного антидепрессанта, и нет ничего удивительного, что в целом население не особо готово расставаться с вином, пивом, шампанским и более крепкими напитками. Согласно общемировой статистике, объемы продаж спиртного растут именно в кризисные периоды, напоминает собеседник «МК». Одежда же является товаром длительного пользования, который вовсе не обязательно приобретать каждый сезон. Экономия на ней (а также на обуви и аксессуарах) связана еще и с ростом цен и сужением ассортимента. Сюда же — к «периферийным» потребительским категориям – относятся и развлечения вне дома, такие как фитнес и услуги парикмахера, косметолога или инструктора по ЗОЖ.
«Давать универсальные советы в этой ситуации сложно, — говорит Деев. – Человек должен исходить из собственных предпочтений, из конкретных условий жизни и работы. Кто-то может отказаться от использования автомобиля, поскольку передвигаться пешком или на общественном транспорте ему не менее удобно. Но это не вариант, если машина – часть бизнеса и необходима для работы. В целом, стоит максимально детально расписать свой бюджет: какие суммы и на что именно тратятся ежемесячно. Серьезно сэкономить можно, например, на отказе от подписки на онлайн-кинотеатры и покупки готовых блюд (лучше самостоятельно готовить пищу дома). Накопленные свободные средства очень пригодятся в будущем, став важной составляющей финансовой подушки безопасности».
С одеждой примерно та же история, что и с автомобилями: в первом случае человек может ходить по несколько лет в одном пальто (поскольку нет физического износа), во-втором – ездить на машине, не планируя покупать новую. До кризиса 2008-2009 годов средний срок обновления автомобиля составлял 4-5 лет, а сегодня — 7-8. И, судя по всему, будет расти и дальше, поскольку население больше склонно экономить на вещах длительного пользования, нежели на повседневных, отмечает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец.
«Что касается развлечений вне дома, они сводятся в основном к походам в кинотеатры, где из-за санкций перестали показывать новые, в частности, голливудские фильмы, — говорит эксперт. – Тут дело вовсе не в стремлении урезать траты. Аналогичная ситуация и с алкоголем: импортный к нам перестали завозить, в результате на полках нет французского коньяка, нет виски, ликеров. За счет этого расходы на дорогой алкоголь пошли вниз».
По словам Зубца, ответ на вопрос, на чем стоит экономить сегодня, очевиден: это поездки за границу и вредные привычки, связанные с употреблением спиртного и сигарет. При этом собеседник «МК» настоятельно советует не жалеть денег на качественное образование, которое позволяет человеку чувствовать себя защищенным в турбулентные времена.
«Рациональное потребительское поведение россиян в условиях кризиса выражается в естественном и вынужденном стремлении сократить траты, — отмечает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – От некоторых групп товаров можно безболезненно отказаться. Например, не покупать новые джинсы, если старые в приличном состоянии. Меньше питаться в кафе и ресторанах, заменяя их едой дома и принесенными в ланч-боксах обедами на работе. Починить старый компьютер, пока он еще «тянет». Заменить поездку в Анталию или Геленджик на отдых на дачном огороде. Намного сложнее экономить на питании и лекарствах. А для многих – и на алкоголе».
По словам Гойхмана, экономия на покупках проявляется не только в отказе от новых вещей, но и в приобретении необходимых, но подержанных, будь то автомобиль, шкаф или детский комбинезон. Здесь налицо еще одна выраженная тенденция кризисных времен – переход к потреблению товаров менее качественных, но более дешевых.