«Если за бутылку водки придется заплатить процентов на 50 больше, возникнут проблемы»

Алкоголь растет в цене. Начиная с 2023-го, самая дешевая легальная бутылка «беленькой» станет дороже на 20 рублей. Стоимость коньяка и бренди также изменят в сторону увеличения. Такая индексация считается традиционной. Каждый год спиртные напитки становятся дороже примерно на уровень инфляции. Однако эксперты считают, что увеличение минимального порога может дать старт к более существенному удорожанию всей линейки крепкого алкоголя. А это, в свою очередь, рискует привести к всплеску спроса на самогонные аппараты и контрафактные спиртсодержащие жидкости.

«Если за бутылку водки придется заплатить процентов на 50 больше, возникнут проблемы»

Минфин предложил повысить минимальную розничную цену (МРЦ) на алкоголь крепостью выше 28%. На бутылку водки объемом 0,5 литров цена вырастет на 20 рублей — до 281 рубля. Бренди подорожает на 27 рублей до 375 рублей, коньяк — на 37 рублей до 517 рублей.

Индексация МРЦ — это ежегодная процедура. Сейчас Минфин обосновывает решение о необходимости поднимать минимальные отпускные цены на алкоголь ростом затрат производителей из-за инфляции, а также сложностями с импортом из-за санкций (в производстве ликероводочной продукции используется ряд компонентов из-за рубежа).

Алкоголь дорожает как и другие продукты питания, но в отличие от всех остальных товарных категорий в стоимости спиртного большую долю составляют акцизы, которые ежегодно растут. В прошлые годы бутылка водки дорожала примерно на размер инфляции — на 5-7%, рассказывает директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Но сейчас инфляция в два раза выше. Так к чему же приведет повышение МРЦ на крепкие напитки?

«Существенная часть населения, которая получает зарплату в размере 15-20 тыс. рублей, как не ходила в легальную розницу за алкоголем, так и не будет. Ничего не изменится. Вот если за бутылку в легальной рознице придется заплатить больше процентов на 50, могут возникнуть проблемы», — подчеркивает он. Напомним, в 2012-2014 годах ставка акциза выросла в 2 раза. После такого взлета рынок буквально рухнул. В два раза сократились объемы продаж водки в магазинах. Сформировался гигантский теневой сектор. Но тот урок государство усвоило!

В большей степени МРЦ влияет на уровень цен на полках сетевых магазинов, а не на объемы контрафактной продукции, отмечает член Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты РФ Анна Вовк. «Алкоголь — это источник пополнения бюджета. Сейчас есть очевидные причины, по которым государственная казна нуждается в дополнительных и быстрых вливаниях», — считает она.

Между тем ежегодно растет не только МРЦ, но и акциз на алкоголь (равно как и на табачные изделия, и на топливо). Эти товары — самые массовые, и сбор акцизов при производстве этой продукции является одной из статей пополнения российского бюджета. Акцизы на алкоголь принесли в прошлом году бюджету почти в два раза больше средств (441 млрд рублей), чем налог на имущество физических лиц (274 млрд рублей). Этот акциз входит в ТОП-5 главных налогов для российского бюджета после НДФЛ, НДС и других сборов.

Обычно вслед за установлением минимального уровня цены на алкоголь государство устанавливает повышенные акцизы на всю линейку алкоголя — от водки до шампанского. Потому с Нового года стоимость этой продукции растет в среднем на 4-6%. Вероятно, то же самое случится и в январе 2023 года, считает управляющий партнёр B&C Agency Иван Самойленко.

«Рост стоимости продуктов питания и напитков уже привел к тому, что россияне вспомнили о дачных участках (где начали выращивать свои овощи и фрукты), закупаются товарами для домашнего консервирования, нужной бытовой техникой (соковыжималки, морозильные камеры и т.д.). Это тренд 2020 года, который сейчас только усилился, — отмечает он. — Спрос на самогонные аппараты также начал расти во время пандемии. А сейчас продолжается — такие устройства граждане покупают чаще в 7 раз, чем в 2019 году. Одновременно увеличилось потребление дрожжей, сахара, причем россияне приобретают такие товары оптом и в сетях дискаунтеров».

Динамика минимальной розничной стоимости по годам

Год Водка, 0,5 л Изменение МРЦ, % Коньяк, 0,5 л Изменение МРЦ, %

2023 281 руб. 7,7 517 руб. 7,8

2022 261 руб. 7,4 480 руб. 7,6

2021 243 руб. 5,7 446 руб. 3

2020 230 руб. 7 433 руб. 11,6

2019 215 руб. 4,9 388 руб. 4,6

2014 199 руб. 17,1 322 руб. 15

2013 170 руб. 41,7 280 руб. 27,9

2012 120 руб. 22,5 219 руб. 13,5

Опубликовано:28 Сентябрь

Похожие записи