Казахстан вводит запрет на въезд подвижного состава из сопредельных государств

В последнее время в отношениях между Москвой и Астаной наблюдаются изменения не в лучшую сторону. Особенно рьяно Казахстан отстаивает свои интересы на экономическом поле. В борьбе за собственную выгоду нет ничего предосудительного, но во всем должна быть мера. Взять, к примеру, ситуацию, которая возникла в сфере грузоперевозок. С 18 декабря Казахстан закрывает границы для российского железнодорожного состава. Ограничение продлится по 28 февраля. Какие опасности таит остановка въезда порожних вагонов, разбирался «МК».

Казахстан вводит запрет на въезд подвижного состава из сопредельных государств

Фото :speczakaz.info

Казахстан вводит запрет на перевозку всех собственных и арендованных порожних крытых вагонов, полувагонов и зерновозов железными дорогами Казахстана (АО «Национальная компания «Казахстан темир жолы» (далее — КТЖ) (единственный перевозчик по территории Республики Казахстан, аналог ОАО «РЖД»). Об этом сообщил Совет по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества (ЦСЖТ). Документ есть в распоряжении «МК». Ограничение будет действовать с 18 декабря по 28 февраля.

Подобный запрет вводится не впервые. В июне 2020-го Казахстан ввел бессрочный конвенционный запрет на ввоз порожних полувагонов на свою территорию из других государств. Декабрь 2021-го — и очередной запрет. В конце сентября 2022-го действовало временное ограничение на использование своей железнодорожной инфраструктуры. Аргументы по большей части одни и те же: профицит подвижного состава на собственной железнодорожной сети, который влечет перегруженность инфраструктуры.

По факту получается, что данный запрет убирает конкурентов в лице отечественных компаний с территории Казахстана. Конкурентный баланс на трансграничном рынке организации железнодорожных перевозок зерновых грузов на территории Таможенного союза и Единого экономического пространства рушится. Конвенционный запрет КТЖ создает для российских собственников вагонов зерновозов дискриминационные условия ведения хозяйственной деятельности на трансграничном рынке оказания услуг по организации перевозок зерновых грузов в географических границах Таможенного союза.

«Казахстан предпринял попытку вытеснить российские компании из региона. Это очень большая проблема, — говорит депутат Государственной думы, член Комитета по аграрным вопросам Сергей Лисовский. — Можно сказать, что Казахстан нанес России удар в спину. Между тем из России через Казахстан много грузов идет в Китай, Таджикистан, Узбекистан».

Российские операторы просят отменить данное самовольное ограничение. По их мнению, введением конвенционных запретов КТЖ преследует цели создания преференций собственных дочерних — зависимых обществ и сокрытия неудовлетворительных результатов работы по обеспечению вывоза грузов казахстанских грузоотправителей. Это приводит к увеличению доли доходов зависимых от КТЖ обществ за счет нанесения прямого ущерба инфраструктуре ОАО «РЖД». Об этом сообщили в компании «Технотранс» (оператор зерновых и крытых грузовых вагонов).

«Планов много, и они уже утверждены. Это и транзитные, и экспортные, и импортные перевозки по территории Казахстана. А сейчас, получается, что с 18 декабря мы даже заехать не сможем на их территорию, — говорит генеральный директор оператора зерновых и крытых грузовых вагонов «Технотранс» Виктор Чуйкин. — Казахстан испытывает острый дефицит зерновозов в период массовой перевозки зерна и закрывает страну по внешнему периметру границы на несколько месяцев. И такая ситуация происходит не в первый раз. Таким образом, убрав конкурентов, страна пытается поддержать местных операторов. Российский и белорусский парки вагонов дешевле на треть. Они представляют интерес для грузоотправителей. А сейчас им придется использовать казахстанский, более дорогой парк вагонов. А ведь ситуация с движением и без того напряженная. Зима, пути чистить надо. Сейчас появятся сотни брошенных поездов, которые будут стоять на границе. Что с ними делать? Непонятно».

Российские операторы считают, что данная мера отчетливо демонстрирует вмешательство КТЖ в финансово-хозяйственную деятельность отечественных компаний, занимающихся перевозкой зерна и других грузов, подчеркивает антиконкурентный характер конвенции.

Таким образом, в зону действия конвенции попадает вся Республика Казахстан, а не отдельные ее станции, грузоотправители. Между тем введение запретов такого рода по всему периметру границы государства относится к сфере национальной политики и не является юрисдикцией хозяйствующего субъекта — КТЖ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: