Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

В этом году туристический сезон закрепил тренд на внутренние путешествия, формировавшийся на протяжении нескольких лет. В России с января по июль отдохнули более 34 млн граждан, что даже выше показателя допандемийного 2019 года, а к концу декабря, по прогнозам, общий внутренний турпоток достигнет 61 млн человек. Таких результатов отрасль достигла, несмотря на возросшие геополитические риски и снижение доходов населения из-за санкций и инфляции. При более благоприятных условиях потенциал российского туризма может стать практически безграничным. Какая поддержка необходима отрасли для дальнейшего развития, какие вызовы перед ней стоят и чего сегодня не хватает путешественникам, «МК» обсудил с экспертами Института экономического роста им. П.А. Столыпина и участниками рынка.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

Пять проблем российского туризма

К традиционным проблемам российской туристической отрасли 2022 год добавил еще одну. Это – последствия от введения санкций и усиления геополитической напряженности в целом. «Высокая инфляция и взлетевшие цены на топливо подняли стоимость перелетов, что стало ограничением для многих людей», – отметил специалист департамента стратегических исследований Total Research Ярослав Островский. При этом, к сожалению, на снижение цен рассчитывать не стоит. Сложности 2022 года перейдут и в 2023-й, снятие санкций маловероятно в ближайшем будущем, возможно даже их усиление и нарастание напряженности, уверен аналитик.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

Вторая проблемная сфера связана с транспортной доступностью и неразвитостью инфраструктуры в ряде регионов. Россия обладает уникальными природными богатствами и культурным наследием, но добраться до них – нетривиальная задача и для опытного путешественника. Так, планируя тур даже в такие популярные направления, как Териберка, Байкал или горы Дагестана, нужно быть готовым к встрече с не самыми комфортными дорогами. Что же тогда говорить о более отдаленных местах. «Камчатка – потрясающий регион, интересное место для туристов, – приводит пример генеральный директор компании «Пир Экспо» Елена Меркулова. – Но на данный момент это очень дорогой отдых, потому что там нет дорог. Перемещаться нужно чаще всего на вертолетах. К тому же в регионе недостаточно гостиниц». Эта проблема актуальна и для Восточной Сибири, и для Алтая, и для Дальнего Востока в целом – отдаленных, но прекрасных регионов нашей страны, которые способны удивить даже самых искушенных путешественников.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

Отсутствие дорожной и туристической инфраструктуры или ее бесконтрольное развитие может негативно сказаться на экологии уникальных природных достопримечательностей.

«Печальные картины мы видим на примере острова Ольхон, где отсутствие современной дороги от переправы до поселка Хужир привело к разрушению автомобилями почвенного покрова на десятках километров и деградации степной экосистемы на обширных площадях. Другим печальным примером является загрязнение канализационными стоками грунтовых вод под населенными пунктами вдоль побережья практически всего озера Байкал. Причина – отсутствие современных очистных сооружений, следствие – высачивание этих вод в Байкал и бурный рост нежелательных водорослей. Например, спирогиры или сине-зеленые водоросли», – говорит кандидат биологических наук, старший научный сотрудник биологического факультета МГУ им. Ломоносова Михаил Колобов.

Кроме того, на Байкале стихийное развитие туризма и отсутствие прибрежной инфраструктуры по сбору отходов привело к обострению проблемы микропластика в древнейшем на планете озере.

«Человек, пришедший на Байкал пешком и живущий на берегу в палатке, ничем не отличается от туриста, приехавшего на машине и проживающего в отеле. И тому, и другому нужно примерно одинаковое количество ресурсов, и производят они примерно одинаковое количество отходов. Что, в свою очередь, не сильно отличает их от местного жителя. Проблемы возникают у них всех в условиях дефицита ресурсов и трудности утилизации отходов», – утверждает Михаил Колобов.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

По мнению ученого, выходом является ускоренное развитие туристической инфраструктуры и логистики в прибрежной зоне, включая хорошие дороги, парковки, рекреационные зоны, отели, очистные сооружения, мусороперерабатывающие заводы и прочее. Основная задача – перехват туристических потоков и минимизация вреда для озера. Отсутствие или недостаточность любого из этих компонентов будет ложиться бременем на экосистему Байкала, проявляясь в свалках, нарушении почвенного покрова, загрязнении воды, пожарах и браконьерстве.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

«Вкладываться в развитие инфраструктуры необходимо на уровне государства, потому что бизнес, который там находится, сам это не потянет», – уверена Елена Меркулова.

Третья проблема российского туризма – сервис – можно сказать, носит «исторический» характер. «Если говорить о проблемах в сфере отечественного туризма, то главной остается низкий уровень сервиса, – указывает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе Илья Пестерников. – Чтобы ее преодолеть, нужны новые финансовые инструменты поддержки турагентств, туроператоров и отельеров на расширение бизнеса, улучшение номерного фонда, грантов на обучение персонала и т.д.». Очень важным шагом в этой связи будет создание по всем направлениям индустрии гостеприимства единой классификации и комплексной системы маркетингового позиционирования, подчеркнул правозащитник.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

Четвертая группа проблем российской туристической отрасли связана с недостатком креативных идей для привлечения туристов. К примеру, в нашей стране проживает множество народов с уникальным набором блюд местной кухни, но гастротуры сегодня занимают минимальную долю в общем потоке внутренних путешествий, хотя есть и весьма успешные примеры. «Турист, который приезжает в регион, должен иметь возможность знакомиться с региональной кухней, – считает Меркулова. – Есть флагман, например Мурманская область, которая в течение нескольких лет развивает арктическую кухню и гастротуризм в целом. Но гастрономический туристический потенциал Дальнего Востока, Сибири и национальных республик по-прежнему раскрыт недостаточно». Опросы различных сервисов по туризму, проведенные в разные годы, показывают схожую картину: около 42% россиян учитывают особенности местной кухни при выборе маршрута. При этом более половины опрошенных готовы не скупиться на еду в поездке. Так что граждане России с охотой воспримут предложения съездить попробовать настоящей астраханской ухи, лагмана по-татарски или башкирского меда, когда соответствующие предложения будут более известны и широко доступны.

Время путешествий: внутренний туризм может стать локомотивом для развития регионов

Пятая важная проблема, которую предстоит решить участникам индустрии, связана с необходимостью повышения уровня информированности россиян. Даже если сегодня существуют места, к примеру, с доступными деликатесами, то о них, из-за недостатка рекламы, знают только специалисты. Как россияне в Калининграде выяснят, что во Владивостоке есть потрясающая гребешковая ферма и туда можно съездить, если об этом никто не расскажет? «Возможно, на государственном уровне стоит внедрить программу субсидирования расходов на рекламу туристического бизнеса», – предлагает основатель PR-бюро Done Media Эльвира Галимова. Сейчас такие программы уже стартовали в части IT-проектов: российские разработчики могут получить до 80% компенсации на рекламу отечественного софта, если отвечают определенным критериям. Аналогичным образом власти могли бы поддержать и внутренний туризм, считает эксперт.

Туризм как национальная идея

Государство знает о проблемах туристического бизнеса в России и стремится помочь ему. «В 2022 году на поддержку туризма было направлено 74,5 млрд рублей, – напоминает Островский. – Также обнулили ставки НДС для гостиниц на 5 лет, для улучшения инфраструктуры запустили программы грантов для развития в регионах». Однако вызовы этого года не имеют аналогов в новейшей истории России и требуют системного ответа.

Институт экономики роста имени Петра Столыпина (его наблюдательный совет возглавляет уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов) разработал собственную концепцию по поддержке внутреннего туризма, учитывающую современные российские реалии. В наиболее полном виде она представлена в их комплексной программе экономического развития России «НЭП 2.0». По мнению создателей, в нынешних условиях для внутреннего туризма нужно продлевать уже показавшие эффективность решения и запускать новые. «Необходима государственная поддержка, в первую очередь предоставление компенсации в сумме МРОТ при сохранении занятости, для обеспечения заработной платой сотрудников в межсезонье, а также субсидирование отрасли, – говорит уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым Светлана Лужецкая. – Отлично зарекомендовала себя программа туристического кешбэка, срок действия которой закончился 10 сентября». По данным Ростуризма, только по итогам осеннего этапа акции с кешбэком россияне приобрели путевок на 14,3 млрд рублей. За две недели продаж программой воспользовалось чуть более 600 тыс. человек, что стало рекордом за такой короткий срок. Для поддержания туристической отрасли целесообразно возобновить сроки программы государственного субсидирования поездок по России – туры, круизы, детские лагеря, проживание в отеле. И геополитика – не повод опускать руки. Крымские предприниматели работают в условиях санкционного давления с 2014 года, но при этом довольно успешно ведут свою хозяйственную деятельность, есть поддержка руководства региона, а проблемные вопросы решаются по мере их поступления, подчеркнула Лужецкая.

«Внутренний туризм – очень важная часть экономики нашей страны, поскольку он позволяет не вывозить деньги за рубеж, а также задействует много смежных отраслей, которые обеспечивают приток инвестиций и создание новых рабочих мест, – продолжает разговор и.о. президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский. – Он является локомотивом для развития целых регионов». Значимость внутреннего туризма в последние годы власти хорошо поняли, и после этого начались фундаментальные изменения. Главнейшим выражением этого процесса явилось появление в России национального проекта по туризму и гостеприимству, в рамках которого сейчас реализуются меры по стимулированию этой отрасли. В первую очередь речь идет о развитии инфраструктуры, в том числе гостиничной, на базе которой и возможно увеличение внутреннего турпотока. «Если мы сможем сохранить те темпы, тот ритм и направление, в котором Россия начала развивать сферу туризма, то я думаю, что нас ждут очень хорошие перспективы, поскольку у нашей страны огромный потенциал», – подчеркнул Уманский. И при сохранении стратегического подхода и адекватных методов поддержки в этой сфере в течение короткого времени можно добиться хороших результатов, уверен эксперт РСТ.

Авторы:

Россия

Поделиться

Сюжет:

НЭП 2.0: пять шагов к росту

  • Креативные индустрии Сибири могут получить новый импульс развития благодаря культурным событиям

  • Решить кадровую проблему поможет цифровизация

  • Новые медиа: кто и как формирует современное инфополе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: