Второе за год повышение тарифов ЖКХ выглядит опасной мерой

Рост тарифов на ЖКХ должен состояться уже с 1 декабря 2022 года. Как предусматривает Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, подготовленный Минэкономразвития, с учетом прогнозируемой индексации цен на газ и тарифов на электроэнергию для населения совокупный платеж граждан за коммунальные услуги, начиная с последнего месяца этого года, в среднем по стране вырастет на 9%, с 1 июля 2024 года — на 6,3% и с 1 июля 2025 года — на 5,3%.

Второе за год повышение тарифов ЖКХ выглядит опасной мерой

Ладно, оставим пока в покое 2024–2025 годы. Нам бы с ближайшим будущим разобраться и понять, что будет. А будет все как-то не очень хорошо, судя по прогнозу: 9-процентная индексация совокупного коммунального платежа — это очень много. Напомню, что в этот платеж входит плата за коммунальные услуги: электроэнергию, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление и вывоз мусора. Так как речь идет о совокупном платеже, то какие-то услуги могут подорожать больше, а какие-то — меньше. Но от этого как-то совсем не легче. Ведь понятно, что рост платежа будет большим.

И еще важная особенность: темпы роста тарифов за ту или иную услугу в разных муниципальных образованиях в пределах одного региона могут различаться. Более того, по отдельным муниципальным образованиям размер индексации может даже превысить установленный по субъекту Российской Федерации процент. То есть выйти за пределы установленных 9 процентов.

Но будем опираться все-таки на среднюю цифру. Почему 9% роста — это много? Можно порекомендовать каждому сомневающемуся посчитать, на сколько увеличится его собственный коммунальный платеж, и посмотреть, не изменятся ли его оценки размера индексации после этого. А еще можно и нужно учесть объективности ради некоторые важные обстоятельства. Например, что происходит с доходами населения в это же время, после чего не останется никаких сомнений, что так задирать коммунальные тарифы нельзя. Предлагаю пойти по этому пути и учесть хотя бы некоторые обстоятельства.

Предстоящая индексация коммунальных платежей — уже вторая в 2022 году, с 1 июля совокупный платеж граждан за коммунальные услуги был повышен на 4%. То есть получается, что к уже проведенной индексации на 4% добавляется в текущем году еще и 9-процентное повышение. И это даст рост почти на 13,4% в год (надо не складывать, а перемножать индексы). Иными словами, индексация совокупного тарифа составит 13,4% при официально прогнозируемой инфляции по итогам 2022 года в 12,4%. Платежи граждан по ЖКХ должны расти быстрее инфляции? Это с чего бы?

На это в Прогнозе есть успокаивающее объяснение: в 2023 году вообще не планируется индексировать совокупный платеж граждан за коммунальные услуги. То есть хотят повысить тарифы внеочередным образом сейчас, обещая, что в следующем году индексаций не будет. Однако кто же сегодня поручится насчет того, будет или не будет на самом деле индексация тарифов в 2023 году? Пока вроде власти не хотят этого делать, а потом, глядишь, захотят. Вон предстоящую декабрьскую индексацию тоже не планировали, однако сегодня уже все в плане, и нет сомнений, что повышение состоится. Так что это совсем не успокаивает, что на следующий год никаких индексаций коммунальных платежей не планируется.

Должен напомнить, что индексировать коммунальные тарифы именно с 1 июля у нас в стране начали с 2013 года. Сделано это было для того, чтобы таким образом снизить инфляционные риски, реализуемые в начале года, в январе, когда обычно происходит заметный рост цен и тарифов. Правильное на самом деле решение, что было доказано последующей ежегодной практикой. И вот поди же ты — в 2022 году вдруг такое резкое изменение правил игры с добавлением очередной индексации!

Еще в качестве успокоительного в Прогнозе говорится о том, что в целях снижения нагрузки на тарифы для населения дополнительные экономически обоснованные расходы могут частично компенсироваться за счет действующего механизма выделения субсидий ресурсоснабжающим организациям из региональных бюджетов при установлении льготных тарифов для населения. Поясню для читателей, что необходимо обратить внимание на слово «могут», то есть расходы могут компенсироваться, а могут и не компенсироваться. Если они не будут компенсироваться, то ни о каком снижении роста тарифов речи быть не может.

Еще можно подсластить пилюлю утверждением, что субъектам Российской Федерации предстоит в полном объеме задействовать имеющийся механизм выделения адресных субсидий малообеспеченным гражданам с долей расходов на услуги ЖКХ выше установленных региональных стандартов. Регионам также предлагается упростить процедуру получения субсидий, сделать ее более прозрачной, понятной и доступной для граждан. Вопрос: а что, сейчас этот механизм выделения адресных субсидий малообеспеченным не задействован в «полной мере»? Почему? И что должно для малообеспеченных волшебным образом измениться с 1 декабря? А тем категориям граждан, которые по формальным признакам не относятся к малообеспеченным, что делать?

Нынешняя столь значительная индексация коммунальных тарифов, можно не сомневаться, приведет к увеличению долгов граждан России за жилищно-коммунальные услуги, которые по итогам I квартала 2022 года уже превысили 800 млрд рублей. А ведь долги — это еще и пени за несвоевременную оплату предоставленных услуг.

Долги — это ведь вплоть до отключения коммунальных ресурсов, потому что управляющая компания может ограничить или приостановить поставку ресурсов должнику. Конечно, сначала его должны уведомить о предстоящем отключении и попросить погасить долг. Но если долг не будет погашен вовремя, то могут ограничить коммунальный ресурс. Возможно со стороны управляющей компании и обращение с суд за взысканием задолженности. В этом случае в погашение долга может быть изъято имущество гражданина-неплательщика.

В крайнем случае злостного неплательщика могут даже выселить, законодательство это позволяет. Да, на практике это случается очень редко, но ведь возможно и такое, причем в строгом соответствии с законом.

Таким образом, риски увеличения долгов граждан по причине резкого роста размеров коммунальных платежей имеются, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В пользу этого неутешительного вывода говорит и то, что все это происходит на фоне снижения реальных располагаемых доходов населения. По тому же Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, в котором обнародованы планы по росту коммунальных платежей, содержится и прогноз по динамике доходов населения, согласно которому они должны снизиться в 2022 году на 2,2%. То есть картина получается такая: реальные располагаемые доходы населения снижаются, а коммунальные тарифы резко растут.

Не очень уверен, но все-таки выражу надежду на то, что власти откажутся от планов по резкому повышению коммунальных платежей с 1 декабря 2022 года. Не время, не место, неправильно это! Понятно, что с финансами сейчас у государства не очень, да и у ресурсоснабжающих организаций тоже все не так уж и хорошо (с такими-то долгами со стороны населения и других плательщиков). Но у того же государства есть Фонд национального благосостояния, в котором долгие годы копили деньги на «черный день» и накопили немало (10,8 трлн рублей по состоянию на 1 октября 2022 года). Можно его использовать на такое благое дело, чтобы не нагружать людей резким ростом коммунальных платежей. Наверняка есть и другие возможности для этого. Не надо идти по самому простому пути: взять и взвалить все на население. Самые простые пути далеко не всегда являются самыми правильными. История с резким ростом коммунальных платежей — тот самый случай.

Опубликовано:15 Ноябрь

Похожие записи