ЕС ускорит введение ценового лимита на российскую нефть

Евросоюз предсказуемо решил форсировать введение ценового потолка на российскую нефть. Казалось, тема отложена в долгий ящик, но ситуация изменилась после объявления в РФ частичной мобилизации. По данным Bloomberg, альянс намерен включить меру в новый пакет санкций, который примет в ближайшие недели. Но есть ли в этом практический, а не политический смысл?

ЕС ускорит введение ценового лимита на российскую нефть

Фото: Maksym Kaharlytskyi/Unsplash.

Восьмой по счету пакет ограничений со стороны ЕС может затронуть, в частности, сферу информационных технологий, кибербезопасности, разработки программного обеспечения, а также предметов роскоши, сообщает Financial Times со ссылкой на еврочиновников. При этом в Брюсселе признают: согласовать конкретные параметры санкций между всеми 27 государствами-членами будет непросто. Как заявил глава МИД Венгрии Петер Сийярто, уж лучше бы европейцам вообще не упоминать пакет номер 8, поскольку это нервирует рынки, усиливает инфляцию и энергетический кризис в еврозоне.

В принципе, установить предельный уровень цен на российскую нефть Запад собирался задолго до старта мобилизационной кампании в РФ. Конкретные очертания эта идея обрела 2 сентября, на онлайн-саммите министров финансов «Группы семи» (G7), где была достигнута соответствующая договоренность. Цель – добиться снижения сырьевых доходов России и ее способности финансировать военные действия на Украине, а также – уменьшить влияние этой прибыли на мировую конъюнктуру углеводородов. При этом размер потолка участники так и не определили, решив вернуться к данному вопросу позже.

Но главная особенность действия механизма вводимого лимита состоит в эмбарго на обслуживание морских перевозок нефти и нефтепродуктов из России, закупленных по превышающей потолок цене. Кроме того, будет запрещено страхование и финансирование компаний, осуществляющих транспортировку.

Изначально предполагалось, что эта мера вступит в силу 5 декабря. Возможно, теперь представители ЕС попытаются сдвинуть ее на более ранний срок. Как подсчитало Международное энергетическое агентство, из-за потери рынков сбыта Россия будет вынуждена сократить добычу примерно на 2 млн баррелей в сутки. Вместе с тем, по оценкам аналитиков компании Kpler, Москва найдет покупателей как минимум на половину объемов нефти, от которой намерен отказаться Евросоюз. Речь идет об Индонезии, Пакистане, Бразилии, ЮАР, Шри-Ланке и ряде стран Ближнего Востока. Совместно они смогут покупать до 1 млн баррелей российской нефти в сутки. 

«ЕС может согласовать ценовой потолок на нефть быстро, поскольку такие страны как Венгрия и Словакия, которые критически зависят от поставок нефти из РФ, уже получили исключения из эмбарго. Соответственно, они вряд ли будут ветировать подобные решения ЕС», – рассуждает руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников.

На его взгляд, запрет ЕС на морскую транспортировку, страхование и перестрахование российской нефти не будет распространяться на грузы, направляющиеся в третьи страны – в случае, если цена продажи укладывается в потолок.

Станет ли сам Евросоюз закупать такую нефть или останется верен введенному эмбарго – это еще предстоит увидеть. Более вероятно, что эмбарго сохранится. Что касается параметров лимита, они, по мнению Мельникова, уложатся в диапазон $40-60 за баррель, причем, скорее ближе к нижней границе. Наверняка в Брюсселе учтут, что бюджет РФ на 2023 год сформирован исходя из цены в $60 за баррель. Заметим, что в конце лета баррель марки Brent стоил на мировом рынке свыше $100, сейчас опустился к $90.

«Вероятность того, что ЕС установит предельный уровень цен на российскую нефть, достаточно высока, – считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. – И, поскольку с 5 декабря заработает европейское эмбарго на морские поставки, этот потолок коснется экспорта из РФ уже не в страны Запада (США и Великобритания отказались от наших углеводородов ранее), а в другие регионы мира – Азию, Африку, Латинскую Америку».

Судя по всему, запрет будет в основном выполняться, поскольку рынок морских перевозок и их страхования сосредоточен в европейских и американских компаниях. Что касается размера ценового лимита, он, с одной стороны, будет выше себестоимости добычи и транспортировки, а с другой – ограничит возможность получения существенной прибыли российскими поставщиками. Это могут быть $60-70 за баррель, полагает аналитик.

«Однако все эти меры сложно контролировать, – подчеркивает Гойхман. – Китай и Индия пока не выражают готовности присоединиться к пакту, стать частью «широкой международной коалиции», которую декларирует G7. Москва же предупредила, что не будет продавать нефть инициаторам эмбарго.

Таким образом, создаются условия для явных и неявных возможностей преодоления лимита. Тем более, что с его введением мировые цены наверняка подскочат – по прогнозам, до $120-130 за баррель. И у многих покупателей будет велик соблазн приобретать сырье по ценам ниже этих рыночных, но выше «потолочных». А перевозки и страхование могут в большей степени начать осуществлять азиатские компании, когда поймут, что это им выгодно».

Опубликовано:24 Сентябрь

Похожие записи